Вопросы к Госам по Мосам

суббота, 3 мая 2008 г.

Вопросы к госам по мосам

МВ: Как Мосорова обещала принимать:

  • все надо раскрыть; примеры можно приводить и из семинаров
  • если есть незнакомое определение, его надо определить
То, чего нет в зачетных билетах, сейчас буду выделять красным. То, что найду, буду дописывать в старые билеты
  1. Этимология слова «дизайн»

    1. дизайн как вещь

    2. дизайн как процесс

    3. определение дизайн в энциклопедии Британника

  2. Теория

    1. Этимология слова теория
    2. Виды теорий

    3. Теория дизайна как сфера профессиональных идей

    4. Характеристики добротной научной теории:

      • точность

      • непротиворечивость

      • широкая область приложения

      • простота

      • плодотворность

      • историческая сменяемость

  3. Структура теоретического знания:

    1. Исходные основания (термины, понятия, определения)

    2. Онтология (историческая модель профессии, предмет дизайн-деятельности)

    3. Методология (совокупность законов, принципов, методов). Методология, метод, методика — сходство и различие понятий

  4. Структура проблемного контекста дизайна

    1. понятие проблемного поля (ссылка на картинку)

      • проблемы простые (дрессированные)

      • проблемы сложные (ведьмы)

    2. о значении теории в качестве ретранслятора проблем человека и общества в сферу профессиональных идей и методов

  5. О двух типах историко-теоретической традиции в дизайне:

    1. протодизайн

    2. индустриальный дизайн

    3. актуальность изучения многообразия видов доиндустриального дизайна

  6. Этапы становления внутрипрофессиональной методологии дизайна (идеи, авторы, регионы)

    1. методология искусства и творчества

    2. методология науки и техники

    3. методология социальных наук

  7. Методология искусства и творчества в дизайне: + вторая ссылка

    1. метод наблюдения

    2. магическая пентаграмма древних (МВ: Настя говорит, что это золотое сечение)

    3. принцип бритвы Оккама

    4. принцип эклектики

  8. Методология науки и техники в дизайне

    1. исходные идеи системной методологии

    2. метод мозгового штурма

    3. неудачи системного дизайна

  9. Методология социальных наук + ссылка №2:

    1. принцип симметрии невежества

    2. концепции партисипационного проектирования

      • делай сам

      • дизайнером должен быть каждый

      • проектируем опыт, услуги, субкультуры

    3. методы партисипации:

      • репрезентация

      • опрос

      • регионализм

      • диалог

      • альтернатива

      • сорешение

      • саморешение

  10. Трагические ошибки дизайна

    1. Современный стиль в архитектуре

    2. Ошибки в дизайне одежды (высокий каблук)

    3. Ошибки в сфере архитектурной среды

    4. Ошибки индустриального дизайна

    5. Ошибки дизайна рекламы и графики

  11. Концептуальные ошибки архитектуры

    1. высотное строительство

    2. отсутствие вариантов дешевого и сверхдешевого жилья

    3. унифицированные планировочные решения жилых пространств

    4. градостроительные планы, рассчитанные на автомобиль, а не на человека

  12. Приоритетные теоретические концепции дизайна архитектурной среды

    1. здание-технологическая установка

    2. концепция экологической архитектуры

    3. концепция традиционных материалов и методов

    4. концепция мобильной архитектуры

  13. Мобильная архитектура: социальное обоснование актуальности. Типология объектов:

    1. жилые ячейки

    2. торговые центры

    3. мобильный сервис

    4. мобильные модули в системе образования

    5. мобильные модули в системе социального обеспечения

    6. мобильные объекты для отдыха и развлечений

    7. прочие варианты

  14. Творческие концепции дизайна интерьеров:

    1. интерьер-оркестр

    2. интерьер-музей

    3. минимализм

    4. деконструктивизм

    5. эклектика

    6. интерьер-ландшафт

    7. нокдаун-дизайн

    8. кинетический интерьер

    9. концепции народного дизайна

  15. Онтологический анализ структур парадигм индустриального и постиндустриального дизайна:

    1. социальные и научно-технические доминанты

    2. динамика образа потребителя и предмета дизайн-деятельности

    3. фундаментальные идеи и методы

  16. Дизайн и мир преступления:

    1. истоки криминализации профессии дизайнера

    2. Виды преступлений:

      • общеуголовные

      • беловоротничковые

      • организованные

    3. дизайнерские варианты противодействия криминалу

    4. Источники угрозы для жизни и здоровья людей

      • бытовые вещи

      • реклама

      • автотранспорт

    5. Непрестижные проекты (Папанек)

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: