11. Советский транспортный дизайн 1930-х гг.

пятница, 2 мая 2008 г.

Автодизайн:

Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностранных фирм. Поэтому дизайн автомобилей был также во многом вторичен, преобладал американский обтекаемый стиль (грузовик ГАЗ-АА — Форд-А)

К середине 30-х активируются поиски в формообразовании отечественного автомобиля:

  1. Никитин исследует аэродинамику кузова, результатом его исследований является экспериментальный ГАЗ-АА-Аэро — обтекаемый, с v-образным лобовым стеклом

  2. Кириллов (адаптировавший грузовой автомобиль Форд-40 в ГАЗ-М1 «Эмка») разрабатывает композиционные правила проектирования кузовов, основывающиеся на ощущении устремленности

    1. сходящиеся в точке линии

    2. каждая деталь должна подчеркивать движение

    3. горизонтальные линии преобладают над вертикальными на бкоквых поверхностях, а спереди и сзади могут быть вертикали

    4. мягкие контуры без замысловатых конфигураций, а не ломаные стрелы

    5. единообразие и симметрия

  3. Долматовский — развивает исследование Кириллова, уделяя внимание пропорционированию кузова на основе золотого сечения и форм, встречающихся в природе

ЗИС-101 (1937)— парадный автомобиль, первоначально был скопирован с Бьюика, но к выпуску уже существенно отличался от него. В числе его разработчиков — В.Н. Ростков

КИМ-10 (1940)— первый малолитражный автомобиль. К моменту выпуска его форма, скопированная с Бьюика, морально устарела, и потребовала доработки, но массовому выпуску помешала война

Концептуальный автомобиль Долматовского и Росткова (1941) с задним расположением двигателя — предсказал форму будущей Победы.


Московское метро

Метрополитен задумывался как среда уже наступившего светлого будущего, объект подражания. К строительству метрополитена были привлечены лучшие силы.

Поезда метро -- самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона -- деликатная форма обтекаемого стиля.

Авиадизайн
Авиационная тема была идеологизирована - устанавливались рекорды скорости, проповедовалось отношением к летчикам как к героям.
В агитационных целях использовалась агитэскадрилья "Максим Горький с его флагманом - гигантским агитсамолетом, походившим на корабль с закругленным носом из дюралюминия.
Максим Горький - самый большой самолет в мире тех лет, его задачей было прославлять строй и поражать воображение. В нем имелась киностудия, типография, кинооборудование и буфет. Самолет разбился во время воздушного парада в Москве.
Самолеты украшались нефункциональной агитационной графикой и скульптурными элементами, как например, агитсамолет журнала Крокодил, с носовой частью в форме челюсти


Дизайн поездов:

Паровозы "К22" и Серии "В", подражавшие американским паровозам Лоуи обтекаемых форм, были осуждены за "модность".

Существовали и концептуальные проекты, которые не были реализованы:

  • шаровагон Ярмольчука (1929-1931)- особенностью было применение шаров в качестве движителей, головной частью напоминал сверхскоростные японские поезда
  • аэропоезд Вальднера - вагоны на монорельсе приводились в движение пропеллерами

Рисунки:
  • Газ-А-Аэро
  • Паровоз В-2-3-2
  • Шаровагон
  • Самолет агитбригады Максим Горький для журнала Крокодил
  • Московское метро: поезд, интерьер, эскалаторы






1 коммент.:

Анонимный комментирует...

В 1930-х гг. дизайн развивался в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. Проектирование промышленных изделий и средств транспорта подчинялось мировым закономерностям развития техники. В СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования. Помимо расчета конструкций на прочность, инженеры начинали учитывать и аэродинамическое сопротивление. Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но и в бытовых приборах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, целлулоид, плексиглас) и новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелирование).
Транспортный дизайн и аэродинамика
Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик транспорта наземного. Был разработан новый тип московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с «вагонной» • компоновкой. На базе грузовика с обтекаемой кабиной 1938 г. начали выпускать автобус ЗИС-16. На той же основе были созданы образцы специализированных фургонов аэродинамической формы для перевозки продуктов. Обтекаемость, стремительность пришла и в железнодорожный транспорт, где были построены в одном-двух экземплярах пассажирские паровозы серии ИС с обтекаемым кожухом и автомотриса, курсировавшая между Москвой и Ленинградом. Существовала и другая тенденция в проектировании технических изделий, связанная с украшением и символикой. На некоторых паровозах серии К-1 Коломенского завода по бокам котла прикрепляли два листа железа, вырезанных в форме знамени, а на передней части — позолоченный герб СССР и пятиконечную звезду с барельефом Сталина в центре. Известен и более курьезный объект. Один из самолетов агитэскадрильи «Максим Горький» принадлежал сатирическому журналу «Крокодил». По рисунку графика Б.Е. Ефимова инженеры В. Ушаков и Б. Шавров модифицировали стандартную носовую часть самолета ПС-9 конструкции Туполева, превратив ее в голову крокодила, а на фюзеляж укрепили пластины, напоминающие гребень. Идеологическая декорация техники играла особенно важную роль в дни праздничных демонстраций. Автомобиль полностью декорировался щитами, превращаясь в платформу, на которой устанавливались объекты, имевшие символическое содержание (например, макет земного шара с ярко выделенной территорией СССР, статуя вождя), или спортсмены демонстрировали свое мастерство, создавая сложные пирамиды.
Аэродинамические формы начинают преобладать в экспериментальных проектах с середины 1930-х гг. Паровозы серий К-2 и В с обтекаемыми кожухами (конструкция инженера Д. Львова), построенные в конце 1930-х гг. в Коломне по схеме «2—3—2» (два катка впереди, три больших ведущих катка в центре и еще два катка под кабиной машиниста), казались более скоростными (и, возможно, экономичными), чем обычные. В пристрастии к обтекаемым формам был, конечно, и стилистический смысл. Авиация в те годы служила как бы символом прогресса. Стремительности и чистоте форм самолетов старались подражать дизайнеры, работавшие в самых разных областях. Историки техники свидетельствуют, что обтекаемость в авиации появилась реально в 1933—1934 гг. Тем не менее за несколько лет до этого уже существовали экспериментальные модели скоростных транспортных средств, которые специально испытывались на сопротивление среды в аэродинамической трубе ЦАГИ (например, шаропоезд инженера Н. Ярмольчука).
Появление аэродинамических форм было вызвано не только модой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, все более используемых в промышленности. От конструкции рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры переходили к конструкщ оболочкам. В автомобилестроении это получило название «несущий кузов». Фактически все серийно выпускавшиеся во второй половине 1930-х гг. типы автомобилей модификациями зарубежных аналогов. ГАЗ А М-1 («Эмка») представлял собой вариант «Форда». Несмотря на это, при доработке внешнего вида, создании шаблонов и штампов поверхностей сложной кривизны требовались инженеры и художники высокой квалифик; (Н. Борисов, А. Кириллов, И. Герман, В. Ростков, Д. Конаныкин).
В конце 1930-х гг. появились и самостоятельные модели. Среди них — обтекаемый грузо! ЗИС. Незадолго да начала Великой Отечественной войны был освоен серийный выпуск малолитражки — автомобиля «КИМ» (Коммунистический интернационал молодежи). Ди автомобиля — В. Бродский — создал единый скульптурный кузов с утопленными подном обтекаемыми обводами. О родстве с «Фордом» напоминал серый цвет кузова и общий CHJ автомобиля.
Символом же послевоенного автомобильного дизайна, полностью оригинальным и самостоятельным образцом стала «Победа», проектирование которой завершилось в 1943 Специалисты считают, что художник В. Самойлов не только подвел итог предыдущему зарубежному и отечественному развитию обтекаемых форм, но и сделал эстетическое от» создав убедительный каплеобразный силуэт автомобиля с почти полностью утопленным!' корпус крыльями. Силуэт этот возродился уже в 1980—1990-е гг. в различных модифика! автомобилей с кузовом типа «хэтчбэк».

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: