14. Деятельность Сенежской студии 1970х-1980х гг.

пятница, 2 мая 2008 г.

Сенежская студия (Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников, руководитель Розенблюм) выдвигала отличную от официального ортодоксального функционализма концепцию: они подчеркивали связь "художественного проектирования" с общей культурой. Задачей проектной деятельности они видели вовлечение технического предмета в обычную культуру, придание ей самостоятельной культурной ценности.

4 принципа художественного проектирования:

  • основа творческой деятельности - изобразительное искусство
  • проектирование родственно театральному творчеству (театр общения между преподавателем и учеником, театр рождения новой формы)
  • результат работы, макет - художественное произведение
  • место приложения - бесхозная земля между архитектурой и традиционным дизайном.

Предлагалось проектировать пару "человек-вещь", где взаимодействие человека с вещью носит не только утилитарный, но и социо-культурный характер. ( МВ: короче, человек любит эту вещь, и сам ее доделывает) Предметы создают эмоциональный фон, раму вокруг человека.

Для проектирования таких вещей в Сенеже предлагали метод "открытой формы" - формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру ее элементов.
Открытая форма обладает избыточностью, допуская возможность человека "допроектировать" ее, творчески переделать под себя. Она трансформируема и изменчива, но в каждом положении она должна быть красива (обладать эстетической ценностью).
Открытая форма динамична, она развивается во времени, взаимодействуя с человеком.

Структура открытой формы построена на композиции внутрипространственных ритмов (приборов, деталей), выявляемых в объекте.

Пример открытой формы - установка для очистки кислорода: с установки сняли бы квадратные кожухи, обнажив технологический цикл из трубок, трубки перетасовали, центром композиции стал пульт управления(то есть человек). Человек получил бы возможность наблюдать за процессом.

В конце концов создатели сенежской студии признали, что в реальности из художественного проектирования изделий для промышленности ничего не получилось, не хватило технической базы. Наиболее сильно их влияние оказалось на городскую среду, а также на музеи

Проекты:
  • благоустройство городской среды: площадь Маяковского - организация среды для общения; проект оформления района Зарядье в Москве к Олимпиаде-80
  • промышленные изделия: видеотелефон для родильного дома
  • экспозиции музеев: музей оружия в Коломне (музей-клуб, музей, включающий прошлое в жизнь современного человека, живые, динамичные экспозиции)
Рисунки:
  • видеофон
  • среда: музей оружия в Коломне, оформление Зарядья в Москве
  • очистка кислорода



3 коммент.:

Анонимный комментирует...

привет из 2022 и спасибо за материал к докладу по истории дизайна

Анонимный комментирует...

Пишу из 2023, выступали с этой темой на ИД, спасибо)

Анонимный комментирует...

Привет из 2024, мы тоже скоро выступаем с докладом по этой теме) в интернете очень мало информации и картинок по этой теме в свободном доступе, спасибо большое авторам за статью!

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: