Особенности развития отечественного дизайна 1920-х гг.

пятница, 2 мая 2008 г.

Особенности начала формирования дизайна в России:

  • Концепции художественного подхода неоклассицизма и производственного (инженерного) формообразования практически не пересекаются (художники сами по себе, инженеры сами по себе)

  • Влияние революции и концепций итальянского футуризма с воспеванием движения и изменения через разрушение. Бурно развиваются «левые» течения в искусстве, предполагавшие отказ от художественно-конструктивных приемов прошлого

  • Нет промышленного заказа, как в Германии (Веркбунд, АЕГ), зато после революции появляется государственная поддержка нового искусства как противовеса буржуазным ценностям

На производственное искусство повлияли два представителя «левого искусства», находившиеся в идеологической борьбе не только со старым искусством, но и друг с другом: Малевич со своей концепцией «супрематизма» и Татлин.

Супрематизм (от слова supremus — высший) позиционировался Малевич как трансцеденция реальности, возвышение над ней. Его живопись представляла собой геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, образующие в белом («преодоленном») пространстве динамично-статичные композиции. Супрематизм имел три стадии развития — цветную, черную, белую и пространственную — архитектон. Четкие геометрические формы Малевича повлияли на становление не только русского производственного искусства, но и группы Де Стиль, и Баухауза, но сам Малевич до конца оставался художником и отвергал лозунг «Искусство в производство».


В конструктивизм, развивавшемся под влиянием контррельефов Татлина, главенствовал не поиск новых внешних форм и нового стиля, а констурирование изнутри, исследование внутренних связей между теми же абстрактыми элементами, что и у Малевича, почеркивание выразительности их сочетаний и материала, уделение внимания вещественности. Конструктивисты были непримиримы к чистому искусству.


Как я понимаю их отличие: все работали с абстракцией, геометрией, локальным цветом . Но там, где Малевич пытался преодолеть вещественность, реальность, а конструктивисты на ней фокусировались и ею интересовались.


Конструктивизм как творческое направление был создан в 1921 году группой художников ИНХУКа (Института художественной культуры). В группу входили Родченко, Степанова (его жена), А. Ган, братья Стенберги и другие. Инициатором программы был Кандинский, чья деятельность мало соприкасалась с производственными перспективами, и вскоре он уехал.

Принципы конструктивизма:

  • функциональное и рациональное отношение к материалу и к конструкции

  • понимание творчества как работы, делание


Объединение двух противоборствующих движений произошло у Эля Лисицкого — создателя проунов (проектов утверждения нового) — аксонометрических изображений находящихся в равновесии геометрических тел.


Реальную базу для реализации конструктивисты получили с созданием ВХУТЕМАСа, но в конечном счете, конструктивизм не нашел реального контакта с промышленностью. Ему пришлось ограничиться художественно-прикладной деятельностью и рекламой, в которой он ознаменовал новый этап. Реклам-конструкторы Родченко и Маяковский использовали наборный шрифт с разномасштабными гарнитурами, типографские элементы (плашки), отказ от традиционных изобразительных приемов (реализм заменяется геометризмом) фотомонтаж. Пример — рекламная кампания Моссельпрома

Промышленное применение идеи конструктивизма нашли в разработке текстиля (Степанова, Попова).


Уже к 30-м годам конструктивизм вытеснялся новой концепцией — соцреализмом, и изгонялся отовсюду.





ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: