Жилая среда в проектах дизайнеров 1970х-1980х гг.

суббота, 3 мая 2008 г.

1970-е-1980-е годы - период активного расширения гра­ниц дизайнерской деятельности, освоения зарубежного опыта, появления множества новых концепций.
Внедряемость пытались исправить правительственными постановлениями. Профессия дизайнера становится более престижной.

Генеральная линия - от отдельных вещей к проектам и ансамблям. Развивается теория системного проектирования с применением научных методов.

Один из методов системного проектирования - метод дизайн-программ, в который входят 4 блока: проблемно - целевой постановка проблемы концептуальный - дизайнерский замысел, общие принципы, организационный - конкретные формы и разработки, проектный - поэтапная реализация комплекса, вплоть до промышленных заданий

Фирменный стиль в средовом дизайне, обеспечивающий визуальное единство и упорядоченность предметам - один из первых объектов системного дизайна. Первой с помощью метода дизайн-программ была разработана дизайн-программа "Союзэлектроприбор", охватывавшая промдизайн, графику и производственную среду.
В массовом производстве мебели проявилась отраслевая унификация вплоть до стандартизации модульной сетки.

Однако существенного результата программы практически не дали - не для каждого проекта необходимо включать его в комплекс, это эффективно только для действительно крупных задач.

Забейте на дизайн-программы, эту часть - чисто по опорной лекции Звагельской: продолжается линия функционализма, но проекты становятся более разнообразными, квартиры - чуть более многокомнатными (вплоть до пятикомнатной), появляется робкий декор на фасадах стенок.

Кроме генеральной линии этот период характерен мебельными экспериментами. Большое влияние на их развитие оказала работа Сенежской студии под руководством Розенблюма, делавшая акцент на художественность, даже театральность проектируемого, динамическое взаимодействие человека с предметной средой. Культурологический подход - проектирование не столько утилитарного объекта, но и объекта культуры.

Также повлиял открытый доступ к западным разработкам - вещи-аппараты, механизируемое жилище (по аналогии с работами Коломбо).

Результаты некоторых экспериментов были показаны на первой выставке молодых дизайнеров "Жилая среда. Тип художника. Тип потребителя" (Москва 1976 г.):
Одна из идей: потребитель - творец собственной среды обитания.
Для концептуальных проектов этого периода характерна многостильность, многообразие концепций:

  • "Кресло - минисреда" С.Черменского - Идея этой вещи - сочетание многих жизненных функ­ций в одном предмете. Кресло становится фрагментом мини-архитектуры интерьера, оно «обволакивает» человека.
  • Комплексы и структурные пространственные композиции А.Ермолаева, И.Майстровского, Л.Ёнтуса - создание радикальных моделей жилища, в кото­рых объединены элементы корпусной и мягкой мебели, а вместо узнаваемых вещей расставлены структурные пространственные композиции. Все вместе это породило принцип жилого «ландшафта» квартиры.
  • Система Мебар ("Мебель-архитектура") (1976) - трансфорамция пространства путем сращивания архитектурных и предметных элементов - система выдвижных, трансформируемых из стен элементов ме­бели
  • Таллинские выставки "Пространство и форма" в 1970-х - чистое формотворчество, повлиявшее на дизайн среды 80-х. Выставка "Акта-87" изучает пары "человек-образ", используя образы и приемы характерные для станкового искусства - образы лодки викингов, смятых листов металла.

Рисунки:
  • Рейтель, Лайл: модульные композиции с первой выставки Пространство и форма
  • Сиденья Грюнберга с Пространства и формы.
  • Кресло Черменского, и вроде как Мебар, но мы со Звагельской этого так и не выяснили




ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: