Машенька, это оно??? ФЕНОМЕН ПОНИМАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Э. ГУССЕРЛЯ

пятница, 2 мая 2008 г.

Из инета:
Феноменология - это философия сознания.
Гуссерль Эдмунд (8.4.1859- 4.1938)-немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. (математик,логик, философ)

Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции:
Значение предмета в понимании Гуссерля, т.е. как смысл предмета, есть "ноэма" (от греч.: "noema" - "мысль"), т.е. мысленное содержание о предмете.
Один и тот же предмет, например, "конь", может иметь в различных высказываниях различные, даже противоположные, смыслы: 1) конь - это Пегас, крылатый конь2) конь - это и старый конь, или попросту, кляча

Различные смыслы могут быть не только у общих понятий, таких, как "конь". У единичного понятия "Пегас" также можно выявить различные смыслы, например: 1) Пегас - это конь поэтов, потому что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне - месте обиталища муз; 2) Пегас - это конь, подносящий Зевсу, на Олимп, молнии и гром.

"Знак" - это материальный предмет, воспроизводящий свойства или отношения другого, незнакового по природе предмета. С помощью знака, или знаковой системы, можно отобразить ноэму (смысл, значение). Например, Q, W, R, F- знаки английского алфавита, @ - обязательный знак Е-mail (электронной почты), (c) - знак авторского права. Знак есть способ существования ноэмы и может выступать в различных видах:
как знак-образ (карта, фотография, рентген-снимок),
как знак-признак (дым - это знак огня, температура - знак заболевания),
как знак-символ (горный козел - символ города Самара) неудачный пример =)

Лозунг "Назад, к предметам!"
Наука, должна пользоваться только "очищенными" понятиями о предметах.
Понятие о предмете в настоящей науке должно пройти горнило феноменологической редукции, в результате которой Предмет, очищен от причинно-следственных связей с другими предметами, отделен от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не является продуктом каких-то сил. Это - чистый Предмет науки, предмет как таковой. Это означает: обрести феноменологический взгляд на вещи, что сам Гуссерль называл "назад, к предметам!" - Очищение предмета от ноэмы.
AL: вообще текст какой-то мудреный, и чем глубже в лес, как грица, тем толще партизаны, поэтому я ниче больше не буду пытаться понять, ок? Ну, вот только это, если оно вообще надо. (Я не талантлива, как МВ..плак-плак)
Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания:
1 - сознание как ноэму (предметное содержание мысли)
2 - сознание как ноэзис смыслоформирование предмета).
В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).
Ноэзис - акт мышления, интенция, смыслообразование.
Переживание становится у Гуссерля "вторым понятием сознания". Феноменологическое определение переживания: переживание как интенциональный акт.
Первое определение сознания - смыслоформирование, интерпретируется как "пережитое содержание", второе - собственно переживание, как "переживающее сознание"; первое морфологически восходит к страдательному залогу и формирует пассивную конструкцию, второе - к действительному залогу с формированием активной конструкции. Второе,- переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (процессе) переживания является ядром "Я". Ядро "Я" - понятийно не схватываемо и невыразимо, зато очевидно достоверно. Поэтому, возражает Гуссерль Декарту, очевидно достоверно не то, что "я есть мыслящее" ("cogito, ergo sum"), но то, что "Я" переживаю собственное смыслообразование, свои мысли, наконец. Сознание как поток переживаний не только дает адекватное, очевидно достоверное восприятие предмета, но является конституентом эмпирического "Я".

1 коммент.:

MV комментирует...

Фигня какая...
Но я попытаюсь это переварить. КОгда доделаю Звагельскую!

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: