7. Дизайнерские проекты группы "Мемфис"

четверг, 1 мая 2008 г.

Спасибо Лене Голевой!

Молодое поколение итальянских дизайнеров начиная с 1960-х годов выдвинуло концепцию, противоположную модернистким принципам "хорошего дизайна" - бунтарский "антидизайн", обращавшийся к массовой культуре. В 1976 году на волне этого движения возникла группа "Алхимия" под руководством А. Мендини, охватывавшая широкий спектр творческой деятельности - архитектуру, сценический дизайн, декорирование, одежду, полиграфию.

Группа Мемфис объединилась из нескольких групп антидизайна 11 декабря 1980 года под руководством 64-летнего Этторе Соттсасса, ранее сотрудничавшего с Алхимией.

Идеей «Мемфиса» было то, что существующий метод дизайна противоречит современному состоянию человеческого общества. Мир стремительно меняется, темпы смены модных циклов ускоряются. Дизайн, ориентированный на абсолютное и вечное, недолговечен. Дизайн нужно было приблизить к потребностям общества, согласовать его с законами устаревания, или, наоборот, сделать "надмодным" - то есть изъять из него формальные стилеобразующие черты.
Основной целью группы было возрождение «радикального дизайна» - яркого, цветного, в чем-то анархичного, но при этом забавного и привлекательного. Соттсасс рассматривал дизайн как конструирование не просто вещей, а игрушек, отвлекающих людей от насилия и морализаторства, открывающих глаза.

Дебют группы состоялся на мебельной выставке 1981 года в Милане: мебель ярких цветов с вызывающими геометрическими рисунками из ламинированного пластика, необычной формы. Произведения резко контрастировали с принципами "хорошей формы", преобладавшей в дизайне модернизма. Работы группы Мемфис вышли за рамки дизайна, объединившись с поп-артом как с искусством.

Группа Мемфис стала международной, на разных этапах в нее входили такие архитекторы и дизайнеры, как Ханс Холлейн, Широ Курамата, Питер Шир, Хавьер Марискаль, Масанори Умеда и Майкл Грейвс.

Группа Мемфис распустилась в 1988 году (МВ Соттсассу надоело). Практические работы группы послужили одним из толчков для распространения постмодернизма в дизайн.

Рисунки:

  • полочки и шкаф
  • мебель всякая

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Дизайн предметной среды 80-х годов - это, прежде всего, стиль "Мемфис".
Вначале была идея. Идея, что существующий метод дизайна противоречит современному состоянию человеческого общества. Мир стремительно меняется, темп смены модных циклов ускоряется. Дизайн, ориентированный на абсолютное и вечное, парадоксально недолговечен, потому что предметная среда устаревает очень быстро, и это "старение" уже запрограммировано в ней. Дизайн нужно было приблизить к потребностям общества, согласовать его с законами устаревания, или, наоборот, сделать дизайн "надмодным" - то есть изъять из него формальные стилеобразующие черты.

В 1981 году Этторе Соттсасс, Микеле де Лукки, Андреа Бранци и другие дизайнеры со сходным образом мысли объединились в группу "Мемфис". В том же году они организовали выставку "Мемфис".
Группа создала несколько коллекций предметов, которые были выпущены микросериями, в пределах десяти экземпляров. Однако образы из этих коллекций были растиражированы во множестве рекламных и журнальных публикаций. По сути, была проведена мощная рекламная акция по внедрению нового проектного метода. Из выставочного феномена идея "Мемфиса" мгновенно превратилась в реальный фактор формирования среды. Группа ежегодно проводила выставки своих коллекций. Новое направление было заявлено его создателями как "новый международный стиль". Действительно, очень скоро стиль "Мемфис" стал самым влиятельным в мировом дизайне.

В этом стиле сложно выделить "формообразующие черты", потому что он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей.
Объекты "Мемфиса" радуют глаз. Это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты. Игра красками и формами. И никакого нарочитого усложнения формы. Мир наполнен вещами, он многообразен и очень сложен. Человеку трудно воспринимать такой мир: многообразие элементов превращается в визуальный шум. Отдельный объект должен восприниматься легко. Зачем усложнять мир еще больше, засоряя его сложными вещами? Все проекты отличались самобытностью, оригинальностью, выразительностью. Каждый предмет имел характер.
Если проводить аналогии образного языка Мемфиса с языком вербальным (словесным), то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен.

Выполнив свою задачу, создав новый выразительный пластический язык, новую визуальную культуру, группа прекратила свое существование в 1989 году.

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: