Идеи свободы и подлинности индивидуального бытия в философии экзистенциалистов (Н. Бердяев, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер - на выбор студента).

четверг, 1 мая 2008 г.

>> Предыдущий вопрос 12. Идеал сверхчеловека Ф. Ницше. Ницше о творчестве. >>


МВ Щекотова послала это Алисе еще раньше, просто я об этом забыла. Перепечатываю еще раз, оригинал лежит здесь, там же ответы на предыдущие вопросы по Ницше и Шопенгауэру
По лекциям:
К 30-м года 20 века экзистенциализм сменяет философию жизни - экзистенциалисты считают, что философия жизни перегружена психологизмом.
Центральная категория экзистенциализма -«Существование» (экзистенция), как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта на объект, (МВ: если проще: человек есть, он это знает и постоянно познает себя), открытость перед иным и движение к этому иному

Иное – у религиозных экзистенциалистов (МВ: Съорен Къеркегор) – Бог
У атеистических Хайдеггера, Сартра, Камю - это Ничто, Свобода
Экзистенция – это переживание бытия-в-мире.

Экзистенциализм это учение о бытии, о существовании. В центре философии Э. – человек.
«Удивление жизнью, которая дана мне ради ничего» - универсальная экзистенциальная формула 20-го столетия.

А теперь - философ по выбору! На выбор у нас, как и Форда, все, что пожелаете, при условии, что это будет Сартр.
Ж-Поль Сартр. 1905-1980 Париж.
«Бытие и ничто» - 1943 (Сплав идей Гуссерля, Хайдеггера, Гегеля)
Проблема бытия сводится к интенциональному анализу форм проявления бытия человека в реальности.

3 формы проявления бытия человека в реальности это:
1. «бытие в себе»
2. «бытие для себя»
3. «бытие для другого»
Они разделены лишь в абстракции. Это аспекты единой человеческой реальности.
Бытие для себя – непосредственная жизнь самосознания.
Но она есть чистое «ничто» по сравнению с плотной массивностью бытия в себе.
Бытие для себя может существовать только как отталкивание, отрицание, отверстие в бытии как таковом.
Бытие для другого – здесь обнаруживается фундаментальная конфликтность межличностных отношений (рабское – господское сознание).

И из интернета:

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

>> Следующий вопрос 14. Основные особенности и черты русской философии.>>

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: