Некоторые вопросы по философии к экзамену

вторник, 11 марта 2008 г.

Философия, впервые на арене этого цирка - с продолжением, чтобы не занимать всю главную страницу! Щелкайте на ссылке read more
За текст спасибо Алисе

Лекция 7. Неклассическая философия 19-20 вв.

Введение
В середине 19-го века ситуация сложившаяся в философии многих не удовлетворяла. На смену классической философии пришла «философия жизни». Её представители полагали, что в традиции классической философии Канта, Гегеля, Маркса нет места живому отдельному человеку в его собственной индивидуальности и бытии.

Причины, предпосылки появления новых направлений в философии:
Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека не схватываются методами разума и науки. «Теряется» человек.
Реакция на механицизм, как метод понимания и объяснения мира (в связи с развитием биологии, химии, физики)

Основными вопросами философии становятся:

1. Человек в мире. Свобода и перспективы человека.
2. Деятельность и её смысл
3. Разум – наука – культура.


А.Шопенгауэр 1788-1860.
Основатель философии жизни.

Германия. Данциг в семье крупного торговца. Проявил страсть к литературной и академической деятельности. Геттингенский университет. Увлечение романтиками –Ф. Шлегель, Новалис, Гофман. Восхищался Кантом.
В 1819 – приват доцент в Берлине. Где читал в одно время с Гегелем.
Жил холостяком. Бюст Канта, бронзовый Будда, пудель Атма.
1818 г – «Мир как воля и представление». Рассел – это «адаптация системы Канта.
Ш. сохранил «вещь в себе» и отождествил её с волей в отличие от Фихте и Гегеля.
Его философия пессиместична
Противоречива, непоследовательна, не искренна - - таковы оценки Рассела. «Вера в пессимизм или оптимизм – это вопрос темперамента, а не разума.

Мировая воля – вместо Мирового Разума. Отрицание Гегелевской философии. Критика.
Гегель: Миром правит разум.
Мир создан божественным разумом, который реализует себя в природе и человеческой истории. Мир движется к гармонии и разумности. История человечества есть процесс движения от минимальной свободы к максимальной свободе и реализации человеческого духа. История разумна.
Шопенгауэр: если миром правит разум откуда зло, беды, войны?
Нет в мире гармонии – есть жесточайшая борьба за выживание, существование. В природе борьба за выживание нагляднее всего.
«Жизнь – это стремление максимально размножиться, обеспечить всем необходимым себя и своё потомство, а для этого восторжествовать над себе подобными. Примеры – законы в физике, механике, химии». Всё это можно назвать проявлением Мировой воли».

Мировая воля – всё то, что диктует миру стремление восторжествовать, усилиться, превзойти себе подобных. Именно они говорили индийцы как о могучей животворящей силе. Именно эта сила правит миром, а не разум.
Всё что создано в мире созданной Волей, а не разумом.
Для чего нужен Разум?
Когда Воля расслаблена – возбудить, раздразнить. Но затем воля вновь действует по своим законам.
Итак:
Всё, что существует – воля – воля к жизни.
Воля – универсально-космический феномен (принцип), каждая сила в природе как воля.
Всякая телесность – есть «объективность воли».
Инстинкты и порывы животных – это действие воли.
Человек – есть проявление воли. Природа человека не рациональна, а иррациональна.
Разум вторичен по отношению к воле. В ней истоки всего остального.
Мир есть воля и её манифестация.

Миром правит слепая Воля – жизнь бессмысленна. Как жить?
Необходимо обуздать Волю.
1). Творчество – терзающая воля выплёскивается во вне. Музыка самое иррациональное из искусств наиболее полно эффективно проявляет раскрывает саму волю. Музыка – наиболее чистое выражение Воли.
2). Аскетизм – умерщвление плоти, искоренение желаний от борьбы за удовлетворение желаний – Нирвана . Покой.
Ницше активно принял тезис своего духовного учителя, о том, что миром правит Воля, но не принял активно второй тезис об умерщвлении плоти.
Ницше: надо не убивать жизнь в себе, не уничтожать, не усмирять в себе волю, а напротив дать ей развернуться во всю силу. «Воля к мощи!». Живи опасно!

А. Шопенгауэр.
«Философия – это религия нового времени»
Всю мою философию можно передать в одном выражении. Мир – это самопознание воли.
Пошлость – это клей, который цементирует людей. У кого его мало, тот отпадает.
Мой век и я не подходим друг другу, это во всяком случае ясно. Но кто из нас выиграет процесс перед судом потомства?
У немецкой публики есть какое-то химическое сродство со всем бездарным.
Философия – высокая альпийская дорога: к ней ведёт лишь крутая тропа через острые камни и колючие тернии».

Философия духовной жажды Ф. Ницше

Литература:
Ф. Ницше. Соч. в 2-х тт. (1т - Рождение трагедии…,О пользе и вреде истории для жизни, Человеческое слишком человеческое, Весёлая наука. Злая мудрость (афоризмы и изречения); 2-й том: Так гов. Зар., По ту сторону добра и зла, К генеалогии морали, Казус Вагнер. Проблема музыканта, Сумерки идолов или как философствуют молотом. Антихрист. Проклятие христианству. Эссе Хомо.)
Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. Екат.1991.
Воля к власти. Екатерингбург.1992. Философия в трагическую эпоху. 1994.
О нём.:
Вступительная статья к 1 тому.
Галеви Д. Жизнь Ницше. 1992
Хайдеггер. Статья в ж. «Вопр философии. 1990,№ 7
Игнатов А. Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше В.ф. 1993-4.
Современная западная философия. Словарь. 1991.
С. Цвейг. Борьба с демоном.

План
1.Истоки философии. Влияние философии А.Шопенгауэра.
2. Творческий путь и судьба Ф. Ницше.
3. Этика Ницше. Переоценка ценностей (критика христианства, морали, науки и искусства)
3. Идея сверхчеловека.

2. Творческий путь и судьба. Ф.Ницше.
15 октября 1844. в семье протестант пастора. В Прусской Саксонии.
С 20 ле в университете Бонна.
1 год на теологическом фак-те.
Философский фак-т. Классическая филология. Античная культура. Совокупность дисциплин исторического, философского, лингвистики, исследующих духовную жизнь народов.
1868-69 – рекомендован в Базельский ун-т на препод. должность за необычайные способности.
Присуждение степени доктора без предоставления диссертации.
1869- 1879 – профессор ун-та
1870-1871 - участие в франко-прусской войне. Ранение, болезнь, травма черепа.
1879- оставил преподавание. Приступы болезни.
С этого времени – философия, поэзия, музыка.
1888(1889) – потерял рассудок. Письма друзьям «Дионис», «Распятый»
Прогрессирующий паралич мозга.

Первые произведении 1872г. а последние 1888г = 15 лет активной творческой жизни.
Вехи творчества:
1). 1872-1876. – под влиянием Шопенгауэра. «Рождение трагедии…». Несвоевременные размышления».
2). 1877 – 1882 – «Человеческое слишком человеческое
Конец жизни – Италия, Ницца, Венеция, Турин.
Стиль его сочинений складывается под влиянием болезни. с 3 х шагов не видел во время прогулок, под влиянием французских мыслителей.
Он видел своего читателя деловым, созидателем и борцом.
«Человек мыслит не одной только головой, но и всем телом – хорошие мысли приходят только тогда, когда тело испытывает значительные физические нагрузки. Пример Шопенгауэр, который был горновосходителем. Самые лучшие идеи его посещали на покорённых вершинах.

Томас Манн. Ницше и его «лирический герой не одно и то же.
Яростный критик христианства, энергичный, страстный, темпераментный. В жизни – маленький пастор, застенчивый, трудолюбивый, талантливый труженик. Известны его симпатии к России. «Удивит весь мир чем-то новым, глубинным,и сильным». Любовь к Вагнеру и неприятие его позже.

Антропология и Этика Ницше: переоценка ценностей.
«Антихристианин» (или «Антихрист» в др переводе)
Цитата из сборника «Сумерки богов» стр. 296. Каким он хотел видеть своего читателя. – «повысить жизненную энергию».

Что предшествует такой критике ? Вспомним культурологическую концепцию Ницше:
Поступательное развитие европейской культуры осуществляется в силу взаимодействия и борьбы 2-х начал аполлонического и дионисийского. Гармония этих двух начал приводит к расцвету искусства (аттическая трагедия) и культуры. Дионисизм – это языческое начало культуры – природное, стихийное, необузданное, оргиистическое. «Могучее радостное чувствование, подобно опьянению пронизывающую всю природу с приближением весны».

Христианство привело европейскую культуру к декадансу, т. е к упадку и разложению. Причина – христианская мораль.
Декаданс – победа слабых над сильными, триумф рабской морали. Вместо действия – стремление избавиться от страданий.
С Сократа и Платона над дионисийским становлением жизни возвысился мир идей.
Христианство – «платонизм для стада» - ведёт к дальнейшему обесцениванию жизни, а тем самым подготавливает полную утрату смысла жизни.
Сократовская тенденция в культуре погубила дионисийское. «Всё должно быть разумным, чтобы быть прекрасным». Ницше не приемлет его рассудочность и моралин.
Ницше считал подлинным только первоначальное христианство мощное величественное учение, способное подвигнуть на борьбу целые народы.
Современное христианство обанкротившееся, утратившее мужественный дух борьбы.
Пассивному нигилизму ( Шопенгауэра, буддизм) Ницше противопоставляет собственный активный нигилизм, т.е. деятельное отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых – воли к власти, сверхчеловека, вечного возвращения.

225 фрагмент («По ту сторону добра и зла»):
«В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос;
но в человеке есть и творец, ваятель, твёрдость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие?
И понимаете ли вы, что ваше сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, к тому, что страдает по необходимости и должно страдать?
А на ше сострадание, разве вы не понимаете к кому относится наше обратное сострадание, когда оно защищается от вашего сострадания, как от самой худшей изнеженности и слабости».

Позиция Ницше.
Страдание способствует самоопределению, росту, власти над самим собой.
Сострадание расслабляет, уменьшает волю к власти. «Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры».
Христианство – религия милосердия, сострадания.
Дионисийство – религия страдания и жизнеутверждения, «великого да жизни».

О науке. Познание убивает действие. Не терпит дух профессорской науки, научности. (против класс нем ф-и).
Стремление преодолеть рациональный фил метод – его стиль – эссе, легенды, миф, многозначность символов.
За мышлением стоят волевые импульсы. Рациональное мышление есть лишь выражение инстинктивных влечений, иррациональных импульсов.

Идея сверхчеловека
В. Соловьёв: «Людьми теперь владеют по крайней мере 3 очередные модные идеи
1. Экономический материализм – 1-я обращена на текущее и насущное
2.Отвлечённыё морализм – 2-я и отчасти на завтрашний день
3. Демонизм «сверхчеовека» - на послезавтра и далее.

«Всякая идея есть сама по себе только умственное окошко. Из первого мы видим один задний или нижний двор (ля баз кур) истории и современности.
Второе окно выходит на чистый, уж слишком до пустоты двор бесстрастии.
А из окна ницшеанского «сверхчеловека открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог. Одного она может привести в яму, другого – в пропасть, а кого-то по прекрасной горной тропинке вверх к сияющей вершине».

Заблуждение Ницше: презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту. Присвоение себе заранее исключительно сверхчеловеческого значения.

Чем сильно?
Человеку свойственно относиться к себе критически
Человеку свойственно хотеть быть лучше, больше, чем он есть в действительности.
Ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека,
Он если взапаравду хочет, то может, а если может, то и должен».

«Так говорил Заратустра»
Основная концепция этого произведения мысль о вечном возвращении. Это высшая форма утверждения, которая вообще может быть достигнута.

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти.
Что сделали вы, чтобы превзойти его».
………………………………………………………………………………
С.Ч. - смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет с.ч. смыслом земли
Оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах. Они отравители.
……………………………………………………………………………
Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком – канат над пропастью.
……………………………………………………………………………
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
……………………………………………………………………………
Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.
……………………………………………………………………………
Но Заратустра стал печальным и сказал в сердце своём… .
О том, что «люди стали, как стадо, «одно лишь стадо, козопасы»

«Земля стала маленькой и по ней прыгает последний человек (мелкий, ничтожный, презренный в своём маленьком тёплом мирке и уюте), делающий всё маленьким».
Приближается время, когда человек не родит больше звезды
Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой
Через медлительных и нерадивых перешагну я.
Пусть будет моя поступь их гибелью.
Ты загораживаешь дорогу тому, кто лучше тебя».

О трёх превращениях
Три превращения духа я называю вам: как дух становится верблюдом
Львом становится верблюд
Ребёнком становится лев.
Создавать новые ценности этого ещё не может лев; но создавать себе свободу для нового созидания – это может сила льва.
Почему хищный лев должен стать ребёнком?
Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.

Да для игры созидания нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Я научился ходить: с тех пор я позволяю себе бегать.
Я научился летать, с тех пор я не жду толчка, чтобы сдвинуться с места.
Теперь я лёгок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собой. Теперь Бог танцует во мне.
В горах кратчайший путь – с вершины на вершину; но для этого надо иметь длинные ноги. Притчи должны быть вершинами.
И если вы не можете быть подвижниками познания, то будьте по крайней мере его ратниками. Своего врага ищите, свою войну ведите, войну за свои мысли.
Из всего написанного люблю я только то, что написано кровью. Пиши кровью и ты узнаешь, что кровь есть дух.

Плохо понимает народ великое, т е творящее.
Но любит он всех представителей и актёров великого.
Остерегайтесь же маленьких людей!
Беги мой друг в своё уединение, туда, где веет суровый, свежий воздух! Не твоё назначение быть махалкой для мух.
……………………………………………………………………………….

«Только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности».



Философия экзистенциализма

К 30-м года 20 века сменяет философию жизни. Они считают, что философия жизни перегружена психологизмом.
Центральная категория «Существование»
С. Понимается как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта на О, открытость перед иным и движение к этому иному.

Иное – у религиозных экзистенциалистов – Бог
У атеистических Хайдеггер, Сартр, Камю - это Ничто, Свобода
Экзистенция – это переживание бытия – в – мире .

Экзистенциализм это учение о бытии, о существовании.
«Удивление жизнью, которая дана мне ради ничего» - универсальная экзистенциальная формула 20-го столетия.
(Онтологизм. Психологизм)

В центре философии Э. – человек.

Ж-Поль Сартр. 1905-1980 Париж.
«Бытие и ничто» - 1943 (Сплав идей Гуссерля, Хайдеггера, Гегеля)
Проблема бытия сводится к интенциональному анализу
форм проявления бытия человека в реальности.

3 формы проявления бытия человека в реальности это:
1. «бытие в себе»
2. «бытие для себя»
3. «бытие для другого»
Они разделены лишь в абстракции. Это аспекты единой человеческой реальности.
Бытие для себя – непосредственная жизнь самосознания.
Но она есть чистое «ничто» по сравнению
с плотной массивностью бытия в себе.
бытие для себя может существовать только как отталкивание, отрицание, отверстие в бытии как таковом.
Бытие для другого – здесь обнаруживается фундаментальная конфликтность межличностных отношений (рабское – господское сознание).

Другие работы:
«Дороги свободы – романы: «Возмужание» «Отсрочка» «Смерть в душе».
«Дьявол и господь бог»
«Тошнота «(метафора расколотого сознания человека)
1960 – «Критика диалектического разума».
«Экзистенциализм – это гуманизм».



«Экзистенциализм – это гуманизм»
«Существование предшествует сущности». «Нужно исходить из субъекта». (Сартр)

Как это понимать?
Сборник «Сумерки богов» Стр. 323
«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. … человек есть существо, которое устремлёно к будущему и осознаёт, что оно проецирует себя в будущее.
Человек – это, прежде всего проект, который переживается субъективно…. Ничто не существует до этого проекта …. Человек станет таким, каков его проект бытия».
«Таким образом, первым делом экзистенциализм отдаёт каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование».
Человек это Свобода.
Человек спонтанно самосоздаёт себя, осуществляя свою свободу.
Перед человеком бездна выбора. Осуществляя выбор – человек творит свою свободу.
Он ответственен за свой выбор, прежде всего, перед самим собой.

Ответственность означает, что самосозидая себя – творишь других, мир в целом.
«Экзистенциализм – это гуманизм».
Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путём погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или ещё какое-нибудь конкретное самоосуществление».

Общество ограничивает личность, оно лишь среда, условие экономических политических и других свобод. Это среда усреднённого, безличного.
Необходим прорыв усреднённости в экзистенции.
«Будь подлинным!» - главный призыв экзистенциалистов.
Чем отношение к другим более личностное, тем оно более подлинное (истинное).

А. Камю 1913-1960. Алжир. Франция в семье сельскохозяйственных рабочих.
Мать работает прачкой, обстирывает господ, чтобы поднять на ноги сыновей.
1924 - начальная школа. Стипендия.
Французский лицей – хорошая гуманитарная подготовка. Университет, философско-исторический факультет – классическая и современная философия: Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс, Достоевский, Пруст, Мальро.
Дипломная работа «Христианская метафизика и неоплатонизм». Эта тема - соотношение христианской и языческой мысли - одна из важнейших философии Камю.
Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости, неприятие католицизма
Огромное место в жизни Камю занимал театр.
Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В
Главная его роль в то время - Ивана в собственной постановке «Братьев Карамазовых».
Мечтал быть университетским преподавателем философии.
Первые прозаические сборники - «Изнанка и лицо», «Бракосочетания»; «Счастливая смерть»,
1938 г. – журналистика. Камю пишет статью за статьей о нищете и бесправии, голоде арабского населения, вызывая все большее раздражение истеблишмента.
Работа в «Республиканской газете» Париж. Лион. Камю отказывается сотрудничать с оккупантскими изданиями.
1941 - «Миф о Сизифе».
1942 г подпольная группа – газета «Комба», «Сопротивление». Изд-во «Галлимар».
1944 г. «Комба» с передовицей Камю «Кровь свободы». «От сопротивления к Революции». Он пишет о социализме.
В годы войны - повесть «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе».
1947 г. роман «Чума», пьесы «Осадное положение», «Праведники».
«Бунтующий человек» «Падение» - его последний роман.
Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1957. «Размышления о гильотине» - страстный призыв отменить смертную казнь.
4 января 1960 г. Камю погиб в автокатастрофе.Роман «Первый человек» был только начат. Посмертно изданы записные книжки и юношеский роман «Счастливая смерть».
Жил трудно в юности - в нужде. Он писал, что Материальную нужду значительно легче переносить там, где ее восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности, постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства.

Главные произведения:
«Посторонний»
«Миф о сизифе»
«Бунтующий человек» - ф\с идеологическое эссе.
«Падение» - повесть
«Чума» - роман-притча
«Изгнание и царство» - книга рассказов.

Основная идея произведений – Абсурдность жизни перед лицом смерти. Конечная правда человеческого удела на земле.
Но - Эта истина не должна обезоруживать – мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому хаосу.
Быть или не быть, когда и страшно, и скучно и абсурдно.
Быть свободным - это значит быть самим собой, не ориентироваться на «посторонних».

Н.А. Бердяев в контексте экзистенциализма.
Он берёт на себя роль судьи. Судит всю историю. Жажда познать тайну времени.
Центральное звено бытия – динамическая творческая сущность экзистенциального субъекта.
Всё бытие следует признать историческим
«Всё экзистенциальное есть история человек есть история, мир есть история. Бог есть история, совершающаяся драма.»

Б. Различает 2 истории
Метаистория - небесная история
Земная история – летописная история.
Смысл земной истории, её основная проблема конечность человеческого существования. Поэтому главной становится проблема времени.

В силу подвижности, динамизма нашей духовной сущности, каждый из нас живёт сразу в 3-х формах времени:
В космическом – природное время символизируется кругом
В историческом - символизируется прямой с точками линией – здесь рождается иллюзия поступательности
В экзистенциальном времени – прошлое ушло, будущее не настало, остаётся пустое мгновение настоящего – живущие сегодня «унавоживают» почву для будущих поколений – отсюда мысль о бессмысленности жизни.
Надо остановить монотонное движение времени, чтобы найти смысл жизни.
История мира и история человечества имеют смысл лишь в том случае, если она кончится.

Труды «Опыт эсхатологической метафизики».



Философская система Гегеля: краткий обзор

1. Общая характеристика философской системы Гегеля: саморазвитие абсолютной идеи.
2. Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; диалектика количественных и качественных изменений; закон отрицание отрицания.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (родился 27 августа в Штутгарте -1770-1831). Гениальный философ.

Вехи биографии:
Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.
Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».
О религии – «субъективная религия – синоним морального поведения, выраженная в чувствах и поступках».
«Объективная религия – богословие, существующее в виде мёртвого знания о боге».

В 1811 г. Женился. Она вдвое его моложе. Сын Карл Иммануил.
Медленно созревал как философ, учёный и человек. «Осенняя натура».
В течение 8 лет работал директором Нюнбергской гимназии. Преподавал философию.
Исходный пункт его педагогической системы: «Приобщение учащегося к духовному миру учителя».
Педагогическое кредо: «подобно воле мысль должна начинать с послушания».
Главная цель воспитания: «формирование духа для творческой самодеятельности».
Читал в университете философию, логику, философию природы, философию духа.
В 1816 г. Когда вышла «Наука логики» получил приглашение от 3 университетов. Выбрал Берлин и до конца оставался там.
В конце своей жизни напишет: «Я достиг своей земной цели – служба и любимая жена – это всё, что нужно на этом свете».

Основные труды:
1807 – «Феноменология духа» он пишет это: «Попытка осмыслить противоречивое развитие духовной культуры». «Дух» здесь пониамется как носитель исторического разума.
1816 – «Наука логики» в 3х томах.
1817 – «Энциклопедия философских наук» в 3-х томах.
1821 – «Философия права».

После смерти изданы его учениками:
«Лекции по истории философии»
«Философия истории»
«Лекции по эстетике»
«Лекции по философии религии».

О нём: «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития».
«Гегель придал философии подлинно системный, научный характер».
В то время (18 век нач. 19 века) ещё не могло быть энциклопедии наук. Гегель создал энциклопедию философских наук, собрав воедино всё существующее знание о мире и представил эти знания в своей философской системе.

1. Философская система Гегеля – объективный идеализм – стержневое понятие: «Абсолютная идея»
Гегель: «Абсолютная идея есть разум, мышление, разумное мышление…
Идея может быть постигнута как
разум, далее как
субъектобъект (S-O),
как единство идеального и реального,
конечного и бесконечного,
души и тела,
как возможность, которая в себе самой имеет свою действильность».
Параграф 214. «Энциклопедия философских наук» Т.1.

Гегель назвал свою философию «абсолютным идеализмом, а исходное понятие своей философии «абсолютной идеей, из желания охватить весь универсум, весь природный и духовный мир одним понятием.
В обыденной жизни для нас идея – замысел, план («пришла в голову идея», «замысел созрел», «план действий» и т. д.)
В современном философском значении – «идея»– есть форма постижения в мысли явлений объективной реальности, т.е. понятие, мыслительная форма.
Абсолютная идея Гегеля – начало, источник, первопричина всего окружающего мира.
Абсолютная идея – есть единство субстанции (сущности) и субъекта, т.е. мыслящая субстанция мыслит самоё себя.

Абсолютная идея раскрывает себя, познаёт себя через деятельность человеческих поколений.
Об этом Гегель пишет следующим образом:
«Из лона абсолютной идеи возникает природа. Из природы происходит человек.
Человек есть дух, противоречивое единство конечной человеческой индивидуальности и бесконечного человеческого рода.
Человеческий дух в высших своих проявлениях есть абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же абсолютная идея, но в конкретной форме человеческого познания, абсолютного духа».
ИТАК: не было ничего кроме А.И. (как в Библии «в начале было слово»)
А.И. - некий вселенский план – проект,
вселенский разум, и, как увидим – закон (ы).

Р а с с м о т р и м ступени саморазвития Абсолютной идеи:

1. Чистое познание или самопознание = Логика она включает:

Бытие (для себя бытие, наличное бытие): качество, количество, мера.
Сущность - законы содержания и формы
Понятие – (суждение, умозаключение).

2. Природа – А.И. отпустившая себя в инобытие. Здесь Гегель пишет о:

Механике (пространсво и время, материя и движение)
Физике
Органической физике (история и жизнь земли, растений, животных)

3. Человек. Человеческий дух есть в своих высших проявлениях абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же Абс. Идея, но в конкретной форме человеческого познания. Совокупная духовная деятельность человечества, форма реального бытия абсолютной идеи. Дух раскрывается Гегелем как:
Субъективный дух – Антропология
Феноменология духа
Психология
Став разумным, свободным субъективный дух стремится к деятельности, создающую: Право
Моральность
это: Нравственность
Объективный дух

Абсолютный дух - Искусство
Религия откровения
Философия
Таким образом, заключительное звено развития духа, абсолютный дух или абсолютное знание, а формы этого знания искусство, религия, философия.
Т.Е. в форме философии абсолютная идея вернулась к самой себе.

Философскую систему Гегеля называют иногда пантеистичной, поскольку Его Бог - это мыслящий самоё себя и реализующийся через природу и человека разум. Определяют также как панлогизм. Абсолютная идея шествует неумолимо согласно законам диалектики (логики).

Человек играет особую роль в онтологии Гегеля. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового разума и духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, характер, индивидуальность. Человек есть конечный дух Мирового духа.

2. Законы диалектики

Стержневая идея (концепция) философской системы Гегеля – это идея развития, из которой проистекают все законы диалектики, категории и принципы.

Маркс «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии»

Диалектика – (с греч. Искусство вести беседу, спор – у Сократа)
См. у Гераклита, Платона, в китайской философии, Аристотель, У Канта –антиномии.

Диалектика Геля это умение отыскивать (видеть) противоположности в самой действительности. Наука о всеобщих законах развития, мышления и бытия. Универсальная теория и метод познания мира.

Диалектика – такое понимание мира, такой способ Мышления при котором различные явления рассматриваются в многообразии из связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития.
Диалектика – метод творчески познающего мышления.

Диалектика раскрывается через систему категорий и законов диалектики.

Некоторые главные категории:
Бытие - у Гегеля «чистое бытие», «для себя бытие».
Категория бытия фиксирует момент существования мира – всё существует, бытийствует. Всё есть бытие – мир природы, мир человека, мир символов. В этом своём существовании они одинаковы.
«Всё есть одно и то же».

«Общее и единичное» - Общее – есть род и закон единичных отдельных, особенных явлений. Разум выражает общее в понятиях.
Пример: математика, физика, биололгия и тд. – науки – понятие общее. Также как, дизайн, искусство, культура – общие понятия. Но если мы говорим в контексте культуры о религии, искусстве, морали -
Это уже конретные единичные явления. Точно также если сопоставим общее понятие «религия», единичными и особенными будут ислам, христианство, буддизм. А если возьмём общее понятие христианство, то осбенными единичными будут протестантизм, православие, католичество. Итак дальше можно «дробить» или «укрупнять», двигаясь вверх от единичного к общему или вниз от общего к единичному. Найдите свой пример (на экзамене может пригодиться).

Вывод: общее ориентирует на поиск законообразного, родового, а единичное связано со специфическим.
Пример:
Человек (общее) – русский (особенное) из Екатеринбурга, дизайнер(специфическое) Попов (единичное).

«Сущность и явление»
Общее и единичное взятые не в отдельности, не изолированно, а во взаимосвязи называются сущностью и явлением.
Гегель подчёркивает единство сущности и явления. «Сущность является, явление существенно (сущностно)». Сущность активна, она проявляется.
Вывод: Сущность есть общее, которое взаимосвязано с единичным (явлением). Сущность изначально содержится в явлении.

Тот, кто оперирует в своей деятельности не просто явлениями (единичными), но его сущностью, движется к успеху к теоретическому или практическому, куда более быстрее, чем его оппонент.

ЗАКОН – есть связь общего с общим, это необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями.
«Часть и целое», «Элемент и система».

Всё существующее раздроблено на фрагменты, которые связаны с друг другом и образуют единство. Флоренский писал об этом красиво: «Мир трагически прекрасен в своей раздробленности». Платон (а позже В. Соловьёв) «Любовь есть инстинктивное стремление к целостности».
Жизнь предполагает разделённость и единство, а также преодоление то первого, то второго.
Философская мысль для понимания этого использует представление о части и целом. Наукой ХХ века доказано, что супермонолитное неизменное не существует. Был развит системный подход.
Связь компонентов системы называют структурой. Элемент – такая часть системы, которая после своего раздробления на части уже не обладает характеристиками системы. Элемент – это наименьшая часть системы.
Кибернетика, синергетика занимаются проблемами управления сложными динамическими системами.

Структура, Форма и содержание.
Способ организации целого называется формой.
Способ организации системы - структурой.
Содержание-есть совокупность частей целого.
Форма – есть способ существования и выражения содержания.
Гегель выводит, что содержание и форма есть диалектические противоположности, переходящие в друг друга.
Пример: Современная философия и культурология – Леви-Стросс исходя из идей структурализма приходит к выводу о том, что мифы разных народов имеют общую структуру.

Взаимовлияние и активность. Единство и борьба противоположностей.

Взаимовлияние частей целого называют противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.
Гегель отмечал: « нет предмета в котором нельзя было бы найти противоречия… . Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».
«Борьба» противоположностей может пониматься вульгарно, как уничтожение, противостояние до взаимного уничтожения. Но не в этом закон (хотя в обществе доходит до войн, убийств и пр.)
Смысл закона единства и борьбы противоположностей:

1. Взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают так и взаимодополняют друг друга.
2. Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, единство целого.
3. Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и наконец к разрушению былого единства.

Таким образом, закон фиксирует источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник – взаимовлияние, внешняя активность вещей, составляющих нашего мира.

Содержание закона нацеливает на определение источника динамической причины происходящих процессов.

Не следует абсолютизировать момент «борьбы», т. е. отрицание как уничтожение. Важно отрицание с удержанием положительного.

Прочитать самостоятельно о категориях «Возможность и необходимость, случайность, вероятность», «Причина и следствие».
«Качество и количество, мера». И о законе «Отрицание отрицания».



Смысл Человеческого в философии бытия Мартина Хайдеггера


Литература
Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
Современная западная философия. Словарь. – М., 1993
Проблема человека в западной философии. М.1988.
Философия М. Хайдеггера и современность. М.1991.


М. Хайдеггер 1889-1976.
Основные произведения:
«Время и бытие»
«Исток художественного творения»
«Искусство и пространство»
«О сущности истины»

От учения Хайдеггера отталкивались Сартр, Деррида, прямые ученики – Гадамер, Ж. Бофре.
В Германии в конце 20-х появился неологизм «хайдеггерствовать».
Стремление понять мысль Х. требует постоянного усилия. Сама мысль существует только тогда, когда это усилие есть.

Основные категории его философии «Бытие», «Время», «Язык», «Экзистенция», «Забота».
Традиционно «Бытие» является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия.
Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека.
Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
В центре внимания Хайдеггера – проблема бытия.
Фундаментальная онтология должна начать с вопроса о бытии, о смысле бытия.
Необходимо понять, найти способ проникновения в бытие. Указать такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Занимаясь поисками бытия, такие философы как Мартин Хайдеггер выявляют особый характер мышления, особого способа жизни, в котором бытие может открыться.
Х. отказывается от категорий «существования», «наличного бытия» Канта и категорий Гегеля.

Ключевой термин Хайдеггера «Дазайн» - сущее, имеющее бытийственную возможность спрашивания.
Некая плавающая метка. Д. определяется контекстуально, окрашиваясь в соответствующие тона.

Сущность «Д» определяется экзистенцией.
Содержательно экзистенция означает «пред-стояние в истине бытия»
(Экзистенция от лат. «выступать, выходить, становиться»).

Противоречие бытия заключается в том, что «бытие с другими» засасывает человека, происходит обезличивание, полная ассимиляция. Человек теряет себя.
«Бытие самого себя» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, только отстаивая свою идентичность, в противостоянии другим, человек может стать свободным.
Таким образом, сущность «Дазайн» состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности – экс-зистировать.

Бытие-в-мире "светится", по Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу". (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными "тяготами", "печалью", "жизненными заботами").

«Бытие в мире» – бытие, проектирующее себя в нечто большее, чем есть в данный момент.
Вообще - то это сложная психологическая проблема. Человек не может каждую минуту своей жизни быть равен самому себе. Но чем маши-нальнее его существование, тем он дальше от себя. Соответственно и бытие, которое мы творим также чуждо нам. Чужие в чужом бытии.
В концепции М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Хайдеггер «снимает» противо-положенность, противостояние субъекта и объекта. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. В сочинении «Бытие и время» он ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым традиционной европейской философией. Хайдеггер хочет раскрыть смысл бытия через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия.
Основу человеческого существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.
Переживание временности отождествляется с острым чувством личности.
«Язык – это дом бытия».
При современном отношении к языку как к орудию, язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание». Теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Поэтому задача - «прислушивания к языку» рассматривается как всемирно-историческая. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми.

Один из важнейших акцентов "новой онтологии", как, впрочем, и других гуманистически ориентированных философских течений XX века, - идея об уникальности, неповторимости человека.
Отсюда специфический способ отношения к вещам, как к спутникам человека в его жизни, как к чему то близкому, согретом человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку.
Интимное отношение к вещам противопоставляется современному способу оборудования вещами – сырьё и техника.



Русская философия
Вопросы по русской философии для студентов 4 курса ФОЗО для самостоятельной домашней работы

1. Национальные особенности русской философии.
2. Русская философия 19 века: основные представители, краткая характеристика их взглядов.
3. Основные черты философии славянофильства.
4. Представители западничества: краткий обзор главных идей.
5. Чаадаев П.Я. «Философические письма». (Письмо первое).
6. Антропология Достоевского. («Бесы», «Записки из мёртвого дома»)
7. Философия всеединства В.Соловьёва: основные идеи.
8. Философия русского анархизма: сущность и специфика.
9. Философия русского космизма: основные представители и их концепции.
10. Идеи религиозно-нравственного совершенствования человека у Л.Н. Толстого и философия «общего дела» Н. Фёдорова.
11. Особенности русского экзистенциализма. (Н.Бердяев, Л. Шестов).
12. Философия творчества Н. Бердяева.
13. Философско-историческая концепция Д.С. Мережковского
14. А. Белый о кризисе культуры.
15. Интуитивизм Н. Лосского.
16. Культурфилософские идеи Н. Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П. Флоренского (по выбору).
Литература:
Введение в русскую философию. М. 1995.
Русская философия. Словарь. М.1996.
Р.К. Баландин. Русские мыслители. М.2006.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт.
Л.1991.Лосский Н.О. История русской философии. М.1991.
Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1995.
Н. А. Бердяев о русской философии. (Ф. Достоевский, К. Леонтьев).Свердловск. 1991.
Мыслители русского зарубежья. СПб. 1992.
Русская философия: учебное пособие. Невлева И.М. 2005.
Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии в кн. «Философия. Мифология. Культура». М.1991.
П. Флоренский. Избранные труды по искусству. М. 1996.
П. Флоренский. Иконостас. СПб.1993.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.М. 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.1989.
Кропоткин П.А. Этика. Нравственные начала анархизма. М. 1991.
Русский космизм: (Вернадский, Чижевский, Циолковский, Фёдоров, Булгаков, и др.) М.1993.

1. Основные исторические этапы развития русской философии

1). Древняя Русь ------ 11-12 вв.
Формирование философской и социальной мысли в произведениях: «Повести временных лет», «Слово о законе и благодати» (11век),
«Слово о полку Игореве» (12 век), «Моление Даниила Заточника», «Поучения Вл. Мономаха (12 век), Кирилла Туровского (12 в).

2). 14-16 вв ------- Теория Филофея: «Москва – Третий Рим», труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского.

3). Конец 17-18 вв. ----- В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Ф. Прокопович – труды по социальным и этическим проблемам в пореформенный период Петра 1-го. Г. Сковорода – украинский просветитель. Экзегетика, теория познания, антропология, метафизика.
М.В. Ломоносов – основоположник отечественной науки
(1711- 1765) - естествознание, социальные и этические взгляды.
По философии и религии, богословии, науке.

4). 2-я половина 18 века.
Аничков Д.С. – рациональная критика религии.
Козельский Я.П. – проблема души тела.
Щербатов М.М. – масонство.
Радищев А.Н. – гносеология, антропология «О человеке, его смерти и бессмертии».

5). Начало 19 века.
Сперанский М.М. – мистицизм.
Философия и социология декабристов.
В 1823 год – В Москве возникает «Общество любомудров».Самый известный член кружка В.Ф. Одоевский 1803-1869. «Русские ночи» 1844. В человеке разлиты три стихии верующая, познающая и эстетическая. Поэтому в основу философии должна быть положена не только философия, но и религия и искусство.
Материалистические теории – Якушкин, Раевский В.Ф., Лунин М.С.
Пестель П.И., Фонвизин М.А. – этическая проблематика.



6). Конец 19 века.
Чаадаев П.Я. 1794-1856гг. При жизни напечатано первое Философическое письмо. Оно взбудоражило Россию и обессмертило имя автора. Родился в Москве в дворянской семье. Воспитывался с трёх лет у тётки – княгини Щербатовой. Овладел европейскими и древними языками.
В 14 лет поступает в Московский Университет. Его друзья Грибоедов, Якушкин, Тургенев, Муравьёв. Прошёл всю войну 1812 г, участвовал во всех крупных сражениях, за боевые заслуги получил несколько орденов.
1814-1818 вступает в масонскую ложу «Соединённые друзья». Но выходит: «Пресёк всякое сношение с масонством по собственному уверению в ничтожестве и безрассудности оного».
Россия – Европа, антропология, этика, судьба России,
Станкевич Н.В., Грановский П.Н. – первые русские гегельянцы.
Белинский, Гоголь.
Славянофильство – теория особого исторического пути развития России – Хомяков А.С., Аксаков К.С., Киреевский И.В. Самарин Ю.Ф. - идеи соборности: свобода, органичность, принцип согласия, любовь, благодать, добровольное принятие, свободное подчинение. Соборность – это единство не в объекте, а субъекте. И любовь в качестве связующей силы соборности. Только через любовь проявляется и осуществляется божественная благодать.
Флоренский – любовь то око, которым христианин зрит божественную истину. В католицизме – от воли к разуму.

Чернышевский Н.Г. – антропологический материализм, утопический социализм.
Герцен А.И. – «Письма об изучении природы». Сторонник западничества.

Философия народничества – М.А. Бакунин – «Государство и анархия». Лавров, Ткачёв, Михайловский.
Достоевский Ф.М. – христианский гуманизм.
Л.Н. Толстой – нравственная философия и богоискательство.

7). Конец 19-го – 1-я половина 20-го века.

В. Соловьёв, Б.Н Чичерин, Бердяев, Лосский, Розанов, Шпет, Франк, Булгаков, Фёдоров, Флоренский, Леонтьев, Вернадский и др.

В.Соловьёв

Основные философские труды:
«Кризис западной философии»
«Философские начала цельного знания»
«Критика отвлечённых начал»
«Оправдание добра»
«Чтение о богочеловеке»
«Общий смысл искусства»
«Статьи из энциклопедического словаря – Данилевский. Леонтьев. Гегель. Кант. Жизненная драма Платона.»
«Идея сверхчеловека».


2. Национальные особенности русской философии

1. В отличие от европейской, немецкой классической – опора на интуицию, мистическое познание сущего, символизм, образность, поэтичность, «внутренняя жизненная подвижность». Как следствие – универсализм в охвате метафизических проблем: смысла жизни, смерти, отношений с трансцендентным, этический и антропологический характер всей русской философии, космизм.

2. Непосредственная связь с действительной жизнью, погружённость в жизнь – как следствие: литературность, образность, символизм, публистичность, логическая непроработанность понятий и категорий их многозначность, смысловое разнообразие, часто отсутствие строгой системности, внешней логики при всей внутренней закономерности и логичности концепций.

3. Полярность – партийность философии 19-20 веков в силу распространения марксистских идей - научный материализм и атеизм и с другой стороны – существование и развитие православной религиозной ветви философии, берущей истоки в византийской культурной традиции и языческой древнерусской дохристианской культуре.

4. В силу этого стремление преодолеть крайности в формах философствования и попытка выработки универсального синтеза, единой науки, всеобщего единства культурных форм познания и объяснения мира и человека – философии и религии, религии и науки, философии и искусства, права и морали.

5. Философия литературна, а литература – философски насыщена – Гоголь, Достоевский, Мережковский, Белый, Толстой, Флоренский, Трубецкой, Розанов.

6. Р.Ф. как самобытная есть – «непрекращающаяся борьба между западно-европейским рационализмом и восточно-христианским конкретным богочеловеческим Логосом и является постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом».

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: