конспект опорной лекции по истории

воскресенье, 4 мая 2008 г.

1) Что такое баухауз (школа, принципы функционализма, ар-ра, предметная среда). Мис, Гропиус - арх-я и предметный проекты
Концепция функционализма: форма следует за функцией, исключает декор, язык - опирается на жесткое рациональное решение. Порывание с традицией: эстетизация машинной формы, использование языка современного художественного авангарда.Пересмотр на основе рациональных крритериев всех предметной среды. Появление новой концепции пространства (проекты Миса - мобильные перегородки, динамичные пространства, минимизация кол-ва вещей. Форма основывается на линии -стулья с металлическими опорами)
Эксперименты велись на традиционных предметах, а не на сложных технических формах
Стиль из приемов складывается к концу 20-х:
-линии, геом. формы
-материалы - стекло, металл
-локальные цвета
стиль (эстетика) пережил Баухауз, счиатется классикой дизайна
2) Время выхода из депрессии, оживление экономики, конкуренции, потребность в дизайне как в оживлении продаж
Специфическое явление - икоммерческий, а не концептуально-европейский, работает на рынок. Ориентация - на промышленные изделия (автодизайн), бытовая техника, техничесике устройства.
Тииг, Дрейфус, Лоуи.
Транспортный дизайн - революция, стилистически- ориентация на авиаформы, на перенос _обтекаемой_ формы на другие изделия
Первый дизайнерский стиль, не зависящий от арх-ры, осознанно _спроектированный_ К концу 30-х он охватывает большинство трансп. форм, и объекты интерьера, включая мебель. Является частью культуры ар деко.
К концу 30-х стиль становится интернациональным.
3) Ульмская школа и Браун-стиль
Послевоенный период - европейский дизайн практически утрачен, американский дизайн после войны пытается завоевать европейские рынки. Возникает необходимость реставрации с опорой на то, что могла быть рпотивопоставлено массовому американскому диз-ну - традиции Европы в функционализме (второй виток функционализма). Обоснование позиций функционализма.
Возврат функционализма поддерживал переход к типовой жилой ячейке, когда появилась стандартная минимизированная среда, и под нее должны были подстроиться все предметы - это укрепляло позиции функционализма.
Открытие Ульмской школы, позицирующейся как преемница Баухауза (Максом Биллом). Школа развивалась в нескольких этапах:
Билл - жесткий функционализм
Томас Мальдонадо - реальное проектирование.
При Мальдонадо - контакт со знаменитой фирмой Браун. Ассортимент расширяется - радиоаппаратура. Особенность - цель создания нового фирменного стиля, рассчитанного на типовую жилую ячейку, то есть геометрически связанного сконцигурацией жилой ячейки и с секционной мебелью, с габаритами радиоаппаратуры. В конце концов формируется Браун-стиль:
-сдержанность, нейтральность форм
-монохромность
-стрремлением подчеркнуть промышленное происхождение ("приборный стиль")
- к середине 60-х стиль превращается в интернациональное течение, охватывающее объекты промышленного дизайна и даже транспорт
Стиль оказался технологичным. Его широкая распространенность позволила проникнуть в наш дизайн
4) Скульптурный стиль:
Италия всегда занимала отдельную позицию в истории дизайна: дизайн - часть художественной культуры и искусства (арт-дизайн)
Альтернатива функциональному дизайну.
В итальянсокм дизайне делалась ставка на индивидуальность дизайнера-мастера, поэтому возникает в 50-60 годы появляется плеяда дизайнеров-универсалов:
Соттсасс, Дзанузо, Беллини
Итальянский дизайн обращается к пластичной форме и к некоторым течениям современной живописи: поп-арт и оп-арт. На первое место выходит выразительный декоративный прием решения формы, поскольку наибольшие возможности связаны с интерьером, то все течения находят в мебели. Ориентация - на молодежного потребителя и с появлением новых материалов - пластмасс.
Проекты:
Грилло (телефон)

Арт-дизайн вступает в иные отношшения с потребителем, заставляя потребителя занимать некую активную позицию (надувная мебель), юмористический акцент (кресло в виде бейсбольной перчатки)

5) Жилая ячейка и мебель коломбо
60-е годы: молодежные вкусы, молодежный образ жизни сильно влияет на дизайн. Интерес к трансформирующейся форме. Коломбо - представитель трансформер-дизайна. Вся мебель трансформируется. Требуется активность потребителя, разворачивание, перемещение.
Коломбо создает многофункциональные блоки-контейнеры, содержащие емкости и имеющие возможнолсть перестраиваться.

Кроме этого Коломбо затрагивает тема космоса - футурологические проекты 60-х годов, создание принципиально-новой живой среды по ассоциации с кабиной космического корабля.
Выставка "Визионе": модель жилища. Он периначивает интерьер: у него нет комнат, нет отдельно стоящей мебели, он создает модель жилища, состоящей из функциональных зон с блоками-агрегатами, раскрывающимся разными функциями.

Его интересовала максимальная техническая оснащенность жилой ячейки - возможность менять микроклимат, раскрыать-закрывать блоки.

Просто проектировщик: его мебель неизменно привлекала внимание

6) Постмодернизм
Формируется уже в 70-е годы. По своей сущности оно антифункционалисткое
Его представители подвергают резкой критике функционализм за его стандартность, за его сухость, за претензию на построение образа жизни, одинаковой для всех
ПМ начинает с пересмотра всего полувекового развития искусства первой половины 20-го века.
В качестве альтернативы предлагается обращение к историческим стилям, к художественной традиции, к обогащению современного языка за счет исторических параллелей.
Аллюзионизм - не копирование исторического элемента, а использование ее как мотива для современного авторского решения
ПМ в дизайне охватывает специфическую область:
-архитектура
-интерьеры всех типов
-предметное наполнение интерьера
В отличие от предыдущего периода ПМ предполагает наличие продуманной срежиссированной композиции, которая не предполагает трансформации. В этом отношении ПМ тяготеет к статике.
Историческая форма - архитектура. Архитектурные элементы стали распространяться на предметную среду.
Грейвз. Архитектурные элементы свободно переносятся в разные предметные ситуации, что в прочтении неизменно присутсвует иронический подтекст.
7) Мемфис - авангардизирующая ветвь постмодернизма. Само по себе направление парадоксально, потмоу что постмодернисты, отрицающие модернизм, берут за основу своих композиций модернисткие приемы (но функ уже стал классикой) - особенно Пит Мондриан
Группа просуществовала недолго. К ней примыкал Грейвз. Группа основана в Милане с чисто выставочными целями - создать манифест антифункционализма. Использовать яркий китчевый цвет, материалы, не использововашиеся в дизайне (ламинат), противоречивые объекты.
Потребитель на вещи откликнулся. Сегодня влияние приемов этой групп ы чувствуется и в зарубежном, и в нашем дизайне
Четкий подход:
- использование живописи, колористических композиций и переведение их в предмет (опредмечивание живописи)
- проявляются черты деконструкции (пример с лестницами - подсвечивание маршей лестницы снизу делает формуи неустойчивой, в композициях используются откровенно хаотизированные формы - интерьер, перечркнытый балками)

8) Индастриал-дизайн
Статья Роже Таллон.
Статья по Соттсассу у Жадовой - пишущие машинки,
Опираться на промышленный объекты:
- станки
Таллон - представитель французского функционализма. Специализировался в области станкостроения, сторительно-дорожных машин. Акцент на эргономику (органы управления, размещения). Проповедвоал поначалу жесткое функционалисткое кредо. Приоритетен промышленный дизайн (первоначально ограничвал себя промышленными объектами), тяготел к техническим устройствам.
Вместе с тем, у него есть проекты интерьера кафе, есть выставочные павильоны.
В целом он вписывается в программу функционального дизайна, характерного для Франции.

телерадиоаппаратура (Браун стиль)

9) Общая характеристика художественной культуры 20-х годов:
стремление создать новый образ жизни через архитектуру, очень сильно идеологическое и агитационное начало. Искусство должно было быть проповедником, новых ценностей с приматом общественных и вторичностью бытовых ценностей. Четко выражена кампания обобществления быта. Все это сказалось на направленности дизайнерских проектов.

Очень большой объем агитационного дизайна с выходом на городскую среду.
Большой объем экспериментальных композиций.
Время существования множества художественных группировок, и проектов, которые опережали время, знаки будущего.
Группа УНОВИС (Эль Лисицкий- ГРАФИК)
В. Татлин -
А Родченко- ГРАФИК И ФОТО
Проекты не называть

10) Метфак ВХУТЕМАС
Впервые в отличии от Баухауза выделена дизайнерская концепция: инженер-художник Методика Родченко (многофункциональность, трансформируемость, складируемость)
Дизайн тяготел к выходу на городскую среду, с рекламой, с агитстендами, выход на общественную среду с самыми разными функциями (агитационные автобусы)
Обобществление быта - все это отразилось в невероятно аскетичном дизайне той стороны, которая касалась быта. Самая бедная среда - среда бытовая

11)Транспортный дизайн 30-х годов
Часть традиции русского инженерного дизайна с одной стороны. Время индустриализации - время запуска огромного количества заводов, в том числе по производству транспортных средств. С самого начала приритете делалася на общественный транспорт: поезда, самолеты, городской транспорт (автобусы), метрополитен как эталон. Подземный транспорт становится источником формообразования для наземного транспорта.
Время строительства каналов, развития судоходства - интерес к дизайну маломерных судов.
В этих маломерных судах тоже появляется обтекаемая стилистика. - приходит с Запада.

12)Линейно-геометрический стиль 60-е годы (связан с ВНИИТЭ), который приобщался к зарубежным аналогам через Ульмскую школу - функциоанльный подход.
Этот стиль утверждается в жилой среде, в мебели, аудиовизуальное оборудование и даже ср-ва транспорта, в которых приобретает развитие рубленый линейный стиль, образцы станков. Дизайнеры начинают играть на кожухах, на обшивках - оперирование линией и плоскостью

13) Типовая жилая ячейка и дизайн мебели 60-х:
Жесткий стандарт, малые габариты, однокомнатные квартиры
Отсюда выбор мебели, способной к транформаиции, имеют такие же геометрические формы
Образование отдельных функ зон
стремление создать унифицированные мебельные элементы
Уменьшение высоты потолков - уменьшение габаритов,
Появление тонких конструкций-опор
Способы визуального увеличения пространства:
разный цвет стен, диагональ
зональное освещение

14) Сенежская студия - экспериментальная, альтернативная официальному гос. дизайну дизайн: свой круг объектов, свою методику проектирования.
Студия выходила на большие системные проекты, связанные с дизайном экспозиций, городской средой, музейными пространствами и музеями, кторая предлагала свою собственную конецпцию формообразования - "открытая форма", имевшая специфическую организацию дизанейрской деятельности - когда профессионалы собиралсиь и проектное решение решалось коллегиально попутно с упраженениями в области композиции

15) Изменения по сравнению с 60-ми
Появление нескольких вариантов типовых квартир, увеличение их площади, изменение планировки - появлялись коридоры и происходила изоляция отдельных комнат. Максимально - пятикомнатные (одна большая) Появилась возможность обозначить функцию каждого помещения, начиная от столовой и кончая детской .
В мебельной промышленности - возродился гарнитурный принцип, предполагавший наличие мягкой мебели, которая была почти упразднена, более яркая обивка, более плавные формы, робкие приемы декорирования - фасадные части различных секций (что касается стандарта)

Появление экспериментов в области пространства, планировки и предметного наполнения:
Схемы решения и экспонатов выставок "Пространство и форма", которые только нащупывали какие-то пути к отходу от стандартной жилой ячейки
Появление системы Мебар
Эксперименты с мебелью - сопряжены с постмодернизмом (эстонская мебель)

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: