Русская религиозная философия о духовно-нравственной природе человека.

четверг, 1 мая 2008 г.

>> Предыдущий вопрос 13. Идеи свободы и подлинности индивидуального бытия в философии экзистенциалистов (Н. Бердяев, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер - на выбор студента). >>


Характерными чертами русской философии являются:

  • * • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
  • * • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
  • * • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
  • * • большая роль проблем морали и нравственности;
  • * • конкретность;
  • * • широкое распространение в массах, понятность простому народу (гыыы!).

Основы предмета русской философии составляли:

  • * • проблема человека;
  • * • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
  • * • проблемы морали и нравственности;
  • * • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
  • * • проблема власти;
  • * • проблема государства;
  • * • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
  • * • проблема идеального общества;
  • * • проблема будущего.

А теперь - философ по выбору, Бердяев...Из лекций:

Н.А. Бердяев в контексте экзистенциализма.
Он берёт на себя роль судьи. Судит всю историю. Жажда познать тайну времени.
Центральное звено бытия – динамическая творческая сущность экзистенциального субъекта.
Всё бытие следует признать историческим
«Всё экзистенциальное есть история - человек есть история, мир есть история. Бог есть история, совершающаяся драма.»

Б. Различает 2 истории

* Метаистория - небесная история
* Земная история – летописная история.

Смысл земной истории, её основная проблема конечность человеческого существования. Поэтому главной становится проблема времени.

В силу подвижности, динамизма нашей духовной сущности, каждый из нас живёт сразу в 3-х формах времени:

* В космическом – природное время символизируется кругом
* В историческом - символизируется прямой с точками линией – здесь рождается иллюзия поступательности
* В экзистенциальном времени – прошлое ушло, будущее не настало, остаётся пустое мгновение настоящего – живущие сегодня «унавоживают» почву для будущих поколений – отсюда мысль о бессмысленности жизни.

Надо остановить монотонное движение времени, чтобы найти смысл жизни.
История мира и история человечества имеют смысл лишь в том случае, если она кончится.

Труды «Опыт эсхатологической метафизики».

И из интернета

Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

* • высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
* • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
* • свобода человека подвергается угрозе извне;
* • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
* • ключевую роль в жизни человека играет также религия;
* • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
* • отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
* • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

>> Следующий вопрос 15. М. Хайдеггер о времени и истине бытия человека. >>

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: