М. Хайдеггер о времени и истине бытия человека.

четверг, 1 мая 2008 г.

>>Предыдущий вопрос: 14. Основные особенности и черты русской философии. >>
По лекциям:

М. Хайдеггер 1889-1976. От учения Хайдеггера отталкивались Сартр, Деррида, прямые ученики – Гадамер, Ж. Бофре.

Ключевой термин Хайдеггера «Дазайн» - бытие, отличается от понятия бытия в классической философии как сущего, субстанции, как чего-то данного извне и противоположного субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Дазайн - некая плавающая метка. Она определяется контекстуально, окрашиваясь в соответствующие тона. Сущность бытия определяется экзистенцией.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

  • "бытия с другими"
  • "бытия самого себя"
Бытие-в-мире "светится", по Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу". (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными "тяготами", "печалью", "жизненными заботами"). Противоречие бытия заключается в том, что «бытие с другими» засасывает человека, происходит обезличивание, полная ассимиляция. Человек теряет себя.

«Бытие самого себя» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, только отстаивая свою идентичность, в противостоянии другим, человек может стать свободным.
Таким образом, сущность «Дазайн» состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности – экзистировать.

Вообще - то это сложная психологическая проблема. Человек не может каждую минуту своей жизни быть равен самому себе. Но чем машинальнее его существование, тем он дальше от себя. Соответственно и бытие, которое мы творим также чуждо нам. Чужие в чужом бытии.

Основу человеческого существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.

«Язык – это дом бытия». При современном отношении к языку как к орудию, язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание». Теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Поэтому задача - «прислушивания к языку» рассматривается как всемирно-историческая. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми.

>> Следующий вопрос: 16. Феномен понимания в философии Э. Гуссерля. >>

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Масш! ты когда будешь попозжа выкладывать Гуссерля (когда спадёт опасность взрыва мозга), поправь плиз ссылку на него на этой странице а то там два раза http.. я-то адрес поправил ручками, но вдруг кто-то впадёт в смятение и панику от того что страница не открывается =)

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: