Первое задание по Мосоровой (конспекты, часть 2)

понедельник, 21 января 2008 г.

Агенты.


Сущность: Дизайнеры — агенты (носители) изменений.


Начальные данные:

Носитель изменений — всегда человек

Изменения могут происходить либо с самим человеком, либо с организацией (уже готовой структурой)

Любая система стремится к балансу между двумя силами — несущими изменения и противящямися изменениям. Процесс балансирования называется гомеостазисом.


Теория изменений (концепция обучения К. Роджерса, в которой «обучение» заменено на «изменение»):

  • Гипотеза 1: Изменения нельзя внести напрямую, им можно только содействовать (катализировать изменения).

  • Гипотеза 2: Человек учится (изменяется) только если ему это нужно

  • Гипотеза 3: Опыт (изменения) разрушителен для существующей структуры, и она стремится ему противодействовать. Чтобы внести изменения, нужно или «размягчить» структуру, или убедить ее в нужности изменений.

  • Гипотеза 4:Наиболее эффективная обучающая ситуация характеризуется низким уровнем угрозы и соответсвием опыта(изменения) контексту.


Классификация носителей изменений (по Оттавею):

  • Генераторы изменений — несут осознание потребности в изменениях

    • Прототипного типа — герои, идейные вдохновители, образцы

    • Демонстративного типа — демонстриуют свою солидарность и доверие изменениям

      • Баррикадные демонстраторы — находятся на линии фронта

      • Содействующие демонстраторы — спонсоры, покровители изменений

      • Демонстраторы-защитники — сторнники в народной массе (например, негры в борьбе за защиту прав негров, которую начали белые)

  • Внедрители: появляются после того, как потребность в изменгениях осознана. Их задача — детали реализации.

    • Внешние внедрители (консультанты)

    • Внешне-внутренние (с договром в компании, но связями на стороне)

    • Внутренние (работают в компании)

  • Потребители изменений

    • Прототипного вида — первыми осваивают изменения (тест-группы)

    • Состоящие под покровительством организации

    • Осваивающие готовые товары и услуги

Соучастие

Идея — привлекать потребителя при создании среды или вещи. Плюсы идеи — демократизация дизайна, прямая выгода для потребителя. Минусы — соучастие дорогостояще, не всегда соучаствующие граждане осознают свою ответсвенность.

Полное соучастие реализуется редко. Часто соучастие сводится к идее «самстроя» или «делай сам»

Типы реализации идеи соучастия:

  • репрезентация (пассивная форма)— архитектор полагается на собственные представления Важна, когда клиент анонимен

  • Опрос — может представить обощенный портрет потребителя при проектировании изделий массового потребления. Проводится методом анонимного анкетировнаия

  • Регионализм — опрос с учетом восприятия гражданами архитектурного контекста, геоклиматических, этнических особенностей, уровней благосостояния людей

  • Диалог — неформальные беседы с жителями микрорайонов. Основывается на желании людей дать всему комментарий. Право окончательного решения — за проектировщиком.

  • Альтернатива — потребитель лично знаком с проектировщиком (деанонимизация) и выбирает из нескольких вариантов. Второй вариант — когда из вариантов среди большого количества людей проводится голосование.

  • Со-решение — привлечение населения на всех этапах проектирования

Дальше идет длинный текст о потенциальной криминогенности среды в случае, если соучастием пренебрегают.

Оценка

Современная технология порождает множество деструктивных вещей. Задача — оценить уровень полезности и деструктивности. Дизайнер, руководствуясь собственным чутьем, может оценить этот уровень неверно

Три принципа, на которых может делаться оценка (по Ф Гонсесу, автору «Басни о Халифе»):

  • принцип безразличия или случайности

  • принцип абсолютной истины

  • принцип личных предпочтений

Вероятно, принцип абсолютной истины — то, к чему надо стремится.

«Технологическая оценка — процесс выработки целеполагающих установок, ориентированных на предопрделение последствий технологического выбора» Т.О. включает:

  • анализ первичной стоимости инновации

  • осмысление долгосрочных эффектов эксплуатации

Система технологической оценки предполагает привлечение больших объемов информации и позволяет:

  • реализовать при проектировании стратегическую точку зрения

  • раскрыть альтернативные пути

  • реализовать многоаспектный учет антропометрической информации

Проблемы, которые нужно решать методом технологической оценки:

  • автотранспортная (автотранспорт — это зло, он давит людей и из-за него дороги закатываются в асфальт)

Метод технологической оценки (по Эмилио Дадарио):

  • согласование потенциалов исследовательских разработок с вариантами их реализации в общественной среде

  • выявление побочных эффектов

  • проведение исследований, демонстрирующих потенциальную опасность новинок



ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: