Первое задание по Мосоровой (конспекты)

воскресенье, 20 января 2008 г.

Смех.

Девиз: «Форма следует fun» ( в противопоставлении «форма следует функции(fun-ction)»)

Сущность направления:

  • Создание парадоксальных вещей, способные вызвать смех(ирония как выразительный элемент дизайна)

  • Свобода выражения: создание вещей, которые интересно и проектировать, и использовать

  • Кажущееся отсутствие стиля, допускающее любой язык дизайна

Происхождение направления: идеи итальянских дизайнеров-анархистов 80-х (группа Мемфис)

Рассуждения о смехе:

  • Смешное само по себе ни морально, ни аморально

  • Смешное неразрывно связано с человеком, то есть:

    • Смеяться умеет только человек

    • Смешат человека только ассоциации с человеческими качествами или ситуациями, свойственными людским сообществам:

      • Смешно не само животное, а его поза или поведение, напоминающее человека

      • Смешна не смешная шляпа, а то, как ее сделал человек

      • Пейзаж может быть величествен, скучен, но не смешон, потому что человеческое в нем теряется.

  • Два разных мнения относительно смеха:

    • Чувства — враг смешного, потому что смешное обращается напрямую к разуму. По мнению философа Бергсона, комическое не совместимо с истинными переживаниями. Равнодушие — его естественная среда. Переживания возвышают, а смех возникает только при циничной отстраненности.

    • По мнению американских врачей (и буддистов), все наоборот — смех лечит, помогает при депрессии, при снятии усталости, раскрывает созидательные источники и следовательно служит на благо человека.

Последователи направления:

  • Студия Start Design и Дэвид Стоуэлл. Работы студии сочетает достоинства эргономического дизайна и экспрессивность метафорического подхода.

    • Цитата: «Сегодня все прекрасно, и это нагоняет на меня сон. Идея в том, чтобы сделать работу совсем наоборот, неправильно»

    • Работы: посуда для фирмы Copco, подшучивавшая над Э. Сотсоссом из группы Мемфис (то есть шутили над шутником).

    • Приемы:

      • изменение масштабов предметов (архитектурная графика на тарелках)

      • помещение предметов в необычное пространство

  • Студия Design Logic Д. Грэшем и М Талер. Работы студии внедряют произведения искусства в продукт дизайна

    • Девиз: «Художник должен преодолевать технологические ограничения, а не подчиняться им» а также «Форма следует функции лишь иногда»

    • Работы:

      • видеокамера, вдохновленная работами кубистов и африканскими масками

      • некий компьютер, соединяющий минимализм с метафорическим подходом

  • Студия Design Zebra Е. Рацлаф и Т. Блэй. Рацлаф — воспитанник немецкой школы дизайна, Блэй — выходец из группы Мемфис.

    • Соединили причудливость и юмор с индустриальным подходом, стремясь доказать, что умеют все («полосатость» возможностей).

    • Уделяли много внимания семантике (смыслу).

    • Их дизайн захватывал и смежные области (мебель+графика)

    • Работы:

      • Приспособление для чистки зубов (со шлангом, подключающимся к крану), упакованное в коробочку в форме зубов.

      • Передвижное сборно-разборное пластиковое кресло для инвалидов

      • Много мебели, стиль которой трудно как-то систематизировать (геометричный стол, неудобный диван и т.д.)

Эмоции

Сущность направления:

  • Открытость сопереживанию

  • Придание вещам эмоционально-психологической нагрузки (менеджеры подметили, что такие вещи хорошо оплачиваются)

Рассуждения об эмоциях:

Эмоции — это сильные психологические состояния, дающие начало страстям и чувствам.

Эмоции являются важнейшим элементом любого творчества

Эмоции бывают двух видов (оба вида важны):

  • положительные и созидательные

  • эмоции с моральной окраской, чувство справедливости (у большинства людей в жизни возникают проблемы, которые дизайнер должен объективно отобразить)

Последователи направления:

  • В студии Double Space пытаются уловить эмоциональное воздействие искусства на людей и передать это воздействие в своих работах. Направление работы: графика.

    Работы:

    • Реклама собственной студии — серый куб в пятнышко и авторы в нем (все сделано с мягким юмором)

    • Реклама Бруклинской музыкальной академии — стремится запечатлеть в графике музыку

    • Журнал «Фетиш» описывает культуру США в коллекциях вещей. Вторая цель журнала — стереть различия между графикой и текстом

  • Журнал Spy (Стефан Доули) обличает жизнь нью-йоркцев и бросает им вызов. Вызывает не только положительные эмоции, но и гнев (чем, видимо, заставляет задуматься)

  • Design Continuum (Джанфранко Зацай, Италия и Бостон) — индустриальный дизайн. Пытаются адресовать свой дизайн различным социальным группам одновременно (продавец заботится о внешнем виде, но для потребителя надо уделить внимание безопасности)

    Работы: Автоматизированная медицинская лаборатория — пытается вызвать у людей чувство благополучия

  • Frog Design (Хармут Эслингер) — индустриальный дизайн США с немецкими корнями

    • Считают, что необходима тщательная философско-методологическая концепция

    • Стараются придать изделиям разнообразие и индивидуальность за счет применения средств быстрого компьютерного проектирования

    Работы для компаний: Apple, Kodak, Polaroid, Mattel и т.д.

  • Том Бонуаро - график-самоучка. Выработал уникальный художественный стиль. Работает с образами, работающими не на рациональных ассоциациях (отдых на море=белый пляж), а на эмоциональных импульсах, заимствованных в искусстве (Фигуры Микеланджело, Караваджо, Луна и планеты).

Иллюзии

Девиз: «Реальность — это квазистационарный мираж»

Сущность направления:

  • Эксплуатация инстинктов, отключение разума. Формирование у потребителя «сторонних» желаний

  • Использование современных средств массовой информации и Интернета

  • Эстетизация форм.

Рассуждения об иллюзиях:

Иллюзии — это обман.

Дизайн, основывающийся на иллюзиях, падает на благодатную почву: современный потребитель, оболваненный средствами массовой информации и интернетом, с трудом отличает реальность от обмана.

Иллюзии, а также современное общество бездумного потребления — это противоестественно, и следовательно, безобразно. Чаще всего в таком дизайне прослеживается рука алчных политиков или собственников капитала.

Часто у дизайна, основанного на иллюзиях, нет субстанции, внутреннего стержня.

Последователи направления:

  • Группа «Polivka-Logan»

    Ведущий дизайнер — выходец из Ленинграда Е Решанов.

    Приемы:

    • использование компьютерного проектирования для глубокой проработки проектов, выпускаемых мелкими партиями

    • Ироничное (постмодернистское) заимствование исторических стилей (цитаты из русского конструктивизма)

    • Зооморфный дизайн

    Работы:

    • портативный постмодернистский туалет со странным декором.

    • Клинический аудиометр для Maico Hearing (зооморфный)

  • группа Koppel and Scher Паула Скер (я так и не поняла отношения Мосоровой к ней. В одном параграфе она ее хвалит, в другом ругает). Направление деятельности - графика

    • Считает, что главное для дизайнера - работать быстро, и чтобы клиенту нравилось.
    • Работы носят эклектичный характер, часто заимствуют из исторических стилей.

    • Богатство форм соседствует с безразличием к содержанию.

    • Паула Скер критикует политический режим Рейгана, считая, что при менее консервативном режиме американский дизайн был бы интереснее и полемичнее

  • Люсиль Теназес — графический дизайнер. Приемы:

    • Для выработки собственного стиля пытается отстраниться от привычных представлений о графическом дизайне и использовать собственный опыт в гуманитарных дисциплинах.

    • Использует различные фактуры и текстуры для придания работам эффекта объемности

    • Использует африканские мотивы (негритянка)

Ящик. Вариации эстетики минимализма

Сущность направления: С развитием электроники форма может стать слишком мала, чтобы определять функцию (пример: микропроцессор). Задачей дизайнера становится выявление взаимосвязей формы объекта не только с миром техники, но и с широким культурным контекстом.

Последователи направления:

  • Design-Interaction 2 (DI) Билл Могридж

    Цель бюро – соединение талантов инженера, эргономиста, психолога с талантом дизайнера.

    Бюро осваивает новые индустриальные технологии.

    Приемы:

    • Отказ от человекоподобия при проектировании техники (также отказ от понятия “диалог” - машина не мыслит, а диалог возможен только с мыслящим существом)

    • Использование метафор объектов из повседневности при проектировании компьютерного интерфейса (пример – вместо цифр на электронных часах используются аналоговые стрелки)

    • Дизайнер должен забыть об ограничениях

    Работы:

    • Компьютеры Compass

    • Плоский экран

  • Майк Наттол – противник фан-дизайна, сторонник старой английской школы. (про Наттола Мосорова тоже противоречит себе)

  • Matrix Product Design – визуальная дифференциация изделий (для фирмы компьютеных систем Metaphor). Результат – блочная разборная система на единой платформе. Система разрабатывались, исходя из условий действий с ними оператора, вопросы стайлинга второстепенны.

  • Группа Tanaka Kapec

    Приемы:

    • Тщательная проработка эргономического аспекта

    • Учет психологических особенностей потребителя (сделать одноразовые инструменты такими, чтобы они “выглядели одноразово”, или уменьшить размер зубного бура - чтобы уменьшить страх пациента перед ним)

    • Взгляд далеко в будущее

    Работы:

    • медицинское оборудование

    • пишущие машинки

    • насадки для шланга

Антидизайн

Сущность направления:

Антидизайн направлен против традиционного дизайна, занятого совершенствованием формы и цвета продукта.

Состоит из нескольких направлений:

  • дизайн для недизайнеров (“делай сам”, “соучастие в дизайне”)

  • протест против общества потребления и коммерциализации (концептуальное искусство)

  • синтез дизайна и искусства

  • обращение к вненаучным методам познания (мистика, шаманизм), разрушение структурного подхода

Корни направления: кризис в профессии дизайнера 60-х годов. Студенческие бунты, хиппи. Марсель Дюшан, поп-арт.

Методы антидизайна:

хэппенинги (представления, вовлекающие зрителя)

парадоксальные приемы, игра со смысловыми категориями (смещение и подмена смыслов)

обращение к “темной стороне” человеческой психики, акцентирование внимания на отвратительном

использование приемов шаманов, состояния измененного создания, психотропных веществ

Последователи направления:

  • Герман Нитч – протест против бессмысленного потребительства в натуралистичных подробностях, с сексом и алкоголем

  • Пауль Маккарти – выпрыгивание из окна, подражание шаманам

  • Линда Мантано – танец в костюме цыпленка

  • Терри Фокс – спал с мертвыми рыбами

  • Техин Хсей – торчал у двери своей студии год

Все они – художники-концептуалисты, занимавшиеся перформансом (шоу). В прямой связи с коммерческими организациями замечены не были, поэтому их деятельность нельзя назвать рекламной. Зато они раздвигали границы сознания.

И это круто! Раздвигать границы сознания забесплатно - это круто! А использовать иллюзии и парадоксы в рекламных целях, рассчитывая на массового зрителя - это ЗЛО! Да! Да, да, да, да!


ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: