Теория дизайна - методы социальных наук

среда, 14 ноября 2007 г.

4) Методология и методы социальных наук и наук о человеке

Постиндустриальный мир – выясняется, что техника не только позитивна, но и может приносить с собой массу различных неприятностей. Появление третьих индустриальных стран – «кузницы мира», «мастерской мира», работающих по лицензиям, готовым лекалам - результат перестройки в мире. Оказывается, что передовые индустриальные страны перестраивают свою экономику радикальным образом. Если в период расцвета советского дизайна главенствовала идеология ВНИИТЭ (всесоюзный научно-технический институт технической эстетики), сейчас она уходит в прошлое – внутренние рынки насыщены массовым товаром, дизайнеры в поисках трудоустройства. Дизайн должен стать дифференцированным.

Дизайн остается с мастерством художника, далее дизайнер осваивает мастерство эргономиста, конструктора

Методология и методы социальных наук и наук о человеке.:

  1. Индивидуальный подход к потребителю – например, в интерьерах – отдельно взятый заказчик, даже в индустриальном дизайне – концептуальные индивидуальные модели (напр. концепт-кары на альтернативном топливе)

  2. Идея «делай сам» (DIY) – профессионализм дизайнера обращен к потребителю, который должен быть обеспечен не только товарами, но мочь проявить себя как личность творческую («дизайнером должен быть каждый»):

    1. «Самстрой» по-американски

    2. 50% американских женщин шьют одежду для себя сами. Часть из них шьют одежду и для семьи. Дизайнеры помогают выкройками, швейными машинками для непрофессионала

      Эти идеи направлены против потребительства и вещизма

  3. Дизайнеры работают преподавателями для непрофессионалов (обустройство интерьера), часто для домохозяяек

  4. Проектирование услуг как новый вид деятельности, как новая тематика дизайнерских проектов. Например: прокат вещей («арендная революция» в дизайне – 70-е годы)

  5. Проектирование субкультур – молодежных субкультур, альтернатив деструктивным движениям (напр.: использование традиций религии буддизма в христианских странах)

  6. Опыт человека (позитивный) – проектирование праздника

Характеристики индустриализма:

  1. Тоталитарное государство

  2. Подавление творчества

  3. Технологии массовые, стандартные, индустриальные

  4. Образ потребителя стандартизирован

  5. Методы творчества ограничены следующими подходами:

    1. Функционализм

    2. Конструктивизм

    3. Системность

    4. Эргономичность

  6. Отсутствие стилистических вариаций индустриальной продукции

  7. Дизайнер проектирует вещь или систему вещей

  8. Формирование региональных национальных рынков товаров

Эпоха постиндустриализма

  1. Демократизация политических систем передовых индустриальных государств

  2. Дизайнер проектирует вещи, системы вещей, услуги, концептуальные товары

  3. В основе новых технологий идеи дестандартизации (компьютеризация)

  4. Дестандартизация образа потребителя в дизайне, индивидуальный подход

  5. Методы творчества :

    1. Отсутствие диктата одного стиля

    2. Китч, роскошь, эклектика, деконструктивизм как ведущая стилистика эпохи

    3. Возвращение орнамента

  6. Формирование глобального мирового рынка товаров

  7. Глобальное в мировом масштабе распределение труда на «интеллектуальные центры»(основная продукция – интеллектуальная, финансовые услуги) и «производителей», третьи индустриальные страны (заводские территории)

  8. Постиндустриализм - индустриализм на более высоком этапе развития. В сонове – новые технологии индустриального производства и новые средства контроля за индивидуальной жизнедеятельностью человека.

Проектируем праздник для академии:

  1. Название

  2. Ритуалы и символы

  3. Опора на национальную культуру

  4. Предметное дизайнерское наполнение

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: