Философские смыслы «Символа пещеры» Платона.

среда, 30 апреля 2008 г.

>> Предыдущий вопрос 4. Влияние идей философии даосизма на классическую художественную культуру Китая >>


(из лекций)
Платон - основатель идеализма (направления в философии, в котором дух первичен, а материальный мир вторичен)
Демиург - мастер, творец, создатель. Демиург сотворил все, используя материю (материал), гладя на первый образец - парадигму
Эйдос - идея - заключает в себе 3 основных смысла:
  • Идея как смысл, сущность каждой единичной вещи (например - идея лошади - лошадность). У вещи в общем смысле есть идея, у конкретной вещи - своя особая идея (смысл дома вобще - закрепиться в этой жизни, смысл конкретного дома - защита от внешних факторов)
  • Образец вещи, идеальная вещь (например, ближе всего к идее лошади приближается самая совершенная лошадь)
  • Идея как мысль, то есть общее в вещах - результат логической операции. Идея выступает порождающей моделью того класса вещей, с которым она соотносится, к ней сопричастным.
О душе: Идеальная душа - есть часть мировой души. Душа бессмертна. До воплощения в тело она существовала вечно и познала все. Познание души в теле заключается в вспоминании того, что душа уже познала, будучи с идеями (в душе изначально все это заложено). Чувственный мир, являясь отражением мира идей, является для души символом иного мира, иной высшей реальности.

МВ Самого мифа о пещере в лекциях я не нашла, не знаю, был ли там он, но вот он вкратце:
Люди находятся в пещере, связаны по рукам и ногам и обездвижены. Снаружи пещеры кипит жизнь, и вдоль входа кто-то двигается, но люди в пещере видят только тени того, что двигается снаружи. Глядя на эти тени, они познают мир по ним. Однако тот, кто мудрее, может осознать, что тени - только подобие настоящей реальности, находящейся за пределами пещеры.
То, что движется снаружи пещеры - это идеи. Пещера - это наш материальный мир, а тени, которые мир снаружи отбрасывает внутрь пещеры - это материальные вещи , подобная идеям, но в то же время далекие от них.
Созерцание теней - низший уровень познания. Человек может подняться над чувственным восприятием мира (то есть с помощью органов чувств) и через веру перейти к осмыслению идей разумов, приближаясь при этом к осознанию их истинной сущности.

>> Следующий вопрос 6. Этическая проблематика философских школ эллинистическо-римского периода: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, киники (на выбор студента). >>

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: