Начало конца: предметная среда Баухауза (история дизайна, 1 вопрос)

четверг, 17 апреля 2008 г.

Баухауз: художественно-промышленная школа нового типа. Создана в Веймаре в 1919 году.
Задача - подготовка художников для промышленности.
Основа программы - идея "формообразования как единства материальной и духовной, технической и художественной деятельности", соединения искусства и техники в форме "строительной гильдии". Программа предусматривала сочетание теории (представления о композиции, цвете, пространстве) с практической подготовкой в конкретных областях - обработка дерева и металла, ткачество, и т.д.
Целью была подготовка учеников к созданию функциональных вещей, пригодных для массового промышленного производства и вместе с тем обладающих определенными эстетическими качествами.

Дизайнеры-приверженцы школы «Баухауз» считали возможным с помощью формирования гармоничной предметной среды создать и гармоничный в социальном отношении мир, воспитать совершенного человека будущего.

Директоры: Вальтер Гропиус (архитектор), Ганнес Майер, Мис ван дер Роэ. При Майере в Баухаузе появляется направление, учитывающее психологическое воздействие формы на человека, начала преподаваться гештальтпсихология ( gestalt - целостная форма, образ)
Преподаватели: Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь


Эстетика Баухауза:
- геометрические формы
- отсутствие орнамента (орнамент разрушает конструктивность изделия)
- функция изделия не маскируется, подчеркивается утилитарное назначение
- отказ от исторических стилей
- материалы технологичны: металлические трубки, гладкие поверхности стекла, блестящая керамика
- цвета локальными пятнами

Примеры: стул Марселя Брейера из металлических трубок - в них подчеркивалась конструктивная сторона.
Ласло Мохой-Надь - светильники из металла (светопространственный модулятор, напоминающий вентилятор), Ван де Вельде - лампы в форме полушара, заключенные в металлический обод.
В малых формах - посуде и ювелирных изделиях также преобладают геометрические формы и практически отсутствует орнамент (орнамент разрушает конструктивность объектов). Посуду делали Боглер, Пап, Дикман.

Следующий билет: Американский коммерческий дизайн 30-х

Керамический сервиз Боглера. Стулья Марселя Брейера. Детская люлька Келера




ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: