Этическая проблематика философских школ эллинистическо-римского периода: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, киники (на выбор студента).

среда, 30 апреля 2008 г.

>> Предыдущий вопрос 5. Философские смыслы «Символа пещеры» Платона. >>



(по лекциям) Эллинизм возникает на стыке греческой и восточной культур.

Эпикур - римский философ (341-270 до н. э.), последователь Демокрита (материалист).
  • Главная проблема эпикурейской философии - этическая (взаимодействие человека и общества) - как быть счастливым.
  • Объект исследований - чувственный мир
  • Основной принцип существования - гедонизм, то есть поиск удовольствий, наслаждений. Удовольствие понималось не в упрощенном вульгарном смысле этого слова, а спокойное, уравновешенное, благородное удовольствие.
Человек рождается для счастья, а счастье - в получении удовольствия и отсутствии страданий.
Лучшее средство избежать страданий - самоустранение от тревог и опасностей, общественных и государственных дел: "Проживи незаметно", "Свернись в себя самого". Человек всегда может найти в себе самом удобную обитель, отказавшись от активной деятельности и стремления переустроить мир: "Мир иллюзорен, боги безразличны к человеку". Эпикура критиковали как господина, а не раба хм?ъ

Стоицизм (стоики):
Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Плутарх
ведущие проблемы в философии стоицизма - этические (человек и его место в космосе)

Законы бытия не подвластны человеку, от судьбы не уйдешь, действительность надо принимать такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но стоик склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного.

Стоик стремится обрести смысл жизни. Искать его необходимо в мире субъективного. Смысл субъективного - в лектоне (?) - слове и его смысловом значении
Лектон выше всех положительных и отрицательных суждений. лектон осуществляется во внутреннем мире (мире человека), создавая состояние атараксии (душевного спокойствия, невозмутимости)

Цицерон: "Живи сообразно с природой вещей"
Здесь лекция переходит в цитаты стоиков, киников я не нашла, поэтому перехожу к интернету
Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

  • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
  • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
  • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
  • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
  • восхваление физической и духовной бедности;
  • крайний аскетизм;
  • замкнутость;
  • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
  • непризнание авторитетов;
  • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
  • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
  • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
  • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

жил в бочке;

заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

>> Следующий вопрос 7. Основные принципы средневековой европейской философии. >>

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: