Галин реферат по Баухаузу (билет №1)

понедельник, 7 апреля 2008 г.

Архитектура и интерьеры
учебного городка Баухауз

Выполнила: Ворошилова Г.С.
3 курс, группа В-334

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ
АКАДЕМИЯ

Р е ф е р а т
по истории искусств

Архитектура и интерьеры
учебного городка Баухауз

Выполнила: Ворошилова Г.С.
3 курс, группа В-334

Проверила: Звагельская В.А.

г. Екатеринбург
2006 год

СОДЕРЖАНИЕ

I.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАУХАУЗА
II.АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕРЫ БАУХАУЗА
III.ЗНАЧЕНИЕ БАУХАУЗА
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
V.РИСУНКИ
-2-

I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАУХАУЗА

Смена эпох, начало I мировой войны, ломка старых социальных и культурных отношений не могли не найти отражения в искусстве. Начало XX века - время возникновения школы Баухауз в Веймаре. Ее основатель Вальтер Гропиус постулировал отказ от тяжелых, излишне усложненных цветочных мотивов царившего на тот момент "Нового искусства", призванных отвлечь, отгородить обывателя от волнений и передряг окружающей жизни. Возник "новый человек" эпохи, образ которого был несовместим с мещанской клаустрофобической атмосферой быта маленького городка. Так появились новые эстетические каноны, выраженные четкими, правильными и лаконичными формами произведений искусства, их функциональностью. Гропиус утверждал, что художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами, то есть четко осознавать предназначение каждого из элементов картины.
В 1915 году Вальтер Гропиус был рекомендован на пост директора Художественно-промышленного училища в Веймаре его основателем и бывшим руководителем бельгийцем Генри Ван дер Вельде, интернированным из Германии в качестве гражданина враждебного государства. После беседы с великим герцогом Саксонским Гропиус составил собственные «Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производства», где был изложен план по реорганизации художественных школ Веймара.
Его проект не был принят, однако после образования свободного государства Саксония-Веймар с Гропиусом были возобновлены переговоры, и в 1918 году его назначили директором Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства и Школы изящных искусств в Веймаре.
В 1919 году благодаря усилиям Гропиуса происходит слияние обеих школ и появление Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз» (Bauhause), что в переводе с немецкого означает «дом строительства». Это было революционное по своей направленности художественное учебное заведение, где Гропиусу удалось собрать целую плеяду известнейших архитекторов, художников и скульпторов того времени. Там преподавали архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Пауль Клее, Иоганн Иттен, Тео ван Дусбург, Бруно Таут, Эль Лисицкий, венгерский дизайнер Ласло Мохой-Надь, русский художник Василий Кандинский, живописец Лионел Файнингер, скульптор Герхард Маркс и многие другие. В «Баухаузе» были созданы тематические мастерские: керамики, скульптуры (раздельно деревянная и каменная), обработки металла, монументальной (стенная) росписи, росписи по стеклу, столярного дела, театрально‑декорационного, ткацкого и переплетного дела, типография.
-3-
Идея Гропиуса была проста — он хотел готовить удожников‑универсалов.
Принцип организации учебно-производственных мастерских «Баухауза» был основан на том, что во главе каждой из них стояло два руководителя — мастер (техническая подготовка Werkleehre) и художник (художественная подготовка Kunstleehre). Преподавание строилось на позициях последовательного функционализма, где все, «что хорошо выглядит, — хорошо функционирует». Студенты и преподаватели полностью отказывались от какого ‑ либо декора и орнаментов, от того, что было создано до них и мешало своей привычностью, и создавали собственные произведения только на основе гармонии конструкции, правильного ритма линий и масс, которые бы несли всю основную нагрузку.
Во многих вещах конструкция была не столько заложена, сколько подчеркнута, — именно она и была основной декоративной стороной конструктивистского дизайна, с ясной красотой геометрических линий и форм. Преподаватели и студенты в буквальном смысле раскладывали на составные элементы архитектуру и мебель, фигуру человека и оформление интерьеров, чтобы переосмыслить это и постараться собрать все иначе, более рационально и удобно.
Атмосфера, созданная в школе, была настолько демократичной, что здесь приветствовались все формы экспериментов, любые неожиданные, эксцентричные и оригинальные идеи, которые позволили бы найти новое направление в дизайне, подчеркнуть в новинках их экологическую, экономическую и физическую функциональность. В мастерских «Баухауза» велась работа над архитектурными проектами, мебелью, рекламой и афишами, плакатами, посудой из металла и стекла, обивочными тканями и осветительными приборами, одеждой (начиная от повседневной и домашней и заканчивая вечерней и деловой), офисным оборудованием (вплоть до шрифтов на пишущих машинках), логотипами предприятий, обоями и многим другим.
В 1927 году Вальтер Гропиус создал комплект комбинированной мебели для одного берлинского универмага. Это был первый эксперимент по разработке мебели для магазинов с учетом серийного производства. Именно в этот период Гропиус написал: «Историческая миссия архитектора всегда состояла в достижении полной координации всех усилий, направленных на создание физической среды человека».
Целью руководителя «Баухауза» было обеспечить производство дешевых, но высококачественных предметов быта, в том числе предметов мебели и автомобилей. В отличие от традиционных ремесленных училищ Гропиус и его школа работали не над единичными предметами, а над эталоном для промышленного производства, поэтому каждый студент школы владел знанием производственного процесса разрабатываемого им предмета от начала до конца.

- 4 -
Авангардистские действия Гропиуса пришлись не по вкусу консервативному обществу в Веймере — конфликт продолжался несколько месяцев, в результате чего, не желая идти на компромисс, в 1925 году Гропиус был вынужден переехать из Веймера в промышленный город Дессау, где построил здание БАУХАУЗ по собственному проекту. В этом здании отразилось эстетическое кредо новой архитектуры – естественность и практичность. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры – разумной и функциональной.

- 5 –
II. Архитектура и интерьеры Баухауза.

Новый экспериментальный комплекс учебных зданий, мастерских и общежитий «Баухауз», построенный В 1925–1926 годах, и сегодня считается вершиной его идей и одним из самых известных архитектурных проектов в творческой биографии Вальтера Гропиуса. Основными достижениями Гропиуса при проектировании этой новой школы считается полное отсутствие декора при четко выявленной конструктивной основе сооружения и тот факт, что разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений — здание до сегодняшнего дня считается одним из шедевров функционализма.
Оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры. Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г- образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещениями.( рис.1,2) Учебно-административные корпуса соединяются одноэтажнам соединительным крылом с шестиэтажнымблоко интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний,столовая и сцена,все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усиливают стеклянные стены. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухауз» не имел "главного фасада". Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.
Прозрачное здание дает возможность видеть одновременно интерьер и экстерьер. Стены выполнены в виде стеклянного экрана (именно поэтому здание стали называть «Аквариумом»). Солнечные лучи непрерывным потоком вливаются сквозь стеклянные стены здания и заполняют ослепляющим светом пространство мастерских, где рождаются бесценные шедевры архитектуры.
В здании Баухауз целиком воплотились идеи его создателя. Во внешнем облике центра архитектуры весьма наглядно отражена эпоха сухого германского функционализма. Вся конструкция величественного сооружения выдержана в ровной холодной цветовой гамме.
- 6 -
Все структурные детали здесь отвечают своему назначению. Так, огромные стеклянные витражи, которые, собственно, и составляют стены мастерских, были созданы вовсе не для красоты, а специально для наилучшего освещения учебных мест начинающих архитекторов.

Объёмно - пространственная композиция комплекса решена свободно, без стремления к парадности и с учётом предназначения каждого элемента.
Перекидной корпус-мост не только служил переходом, но и вместил в себя архитектурное отделение. Шестиэтажное общежитие для студентов выглядело, как современный дом с небольшими балконами. А неподалёку от главного корпуса, среди сосен, располагались коттеджи для преподавателей и директора. И хотя все коттеджи были построены из одинаковых кубов, в каждом случае эти фигуры соединялись по-разному. В результате здания отличались сугубо индивидуальной «внешностью», а в некоторых своеобразное сочленение объёмов даже позволило устроить на крыше открытую террасу. В каждом из них размещались просторная мастерская, сообщающиеся гостиная и кабинет, спальня, рационально оборудованная кухня, санузел.
Одна из основных характеристик зданий стиля "баухауз" — железобетонный каркас. В те годы армированный бетон был новинкой. Он позволял создать широкий фасад и открытые просторные балконы. Крыши делались плоскими — специально для того, чтобы их можно было использовать в качестве соляриев или хотя бы для того, чтобы сушить на них выстиранное белье.
Интерьеры «до последнего гвоздя» были спроектированы самими обитателями. Например две половины дома, в котором жили Кандинский и Клее, сообщались лишь через подвальное помещение. На половине Кандинского господствовала стильная холодность, у Клее — атмосфера несколько мещанского уюта швейцарского бидермейера с массивной мебелью. Две стены гостиной на половине Кандинского были окрашены в светло-розовый, остальные в чёрный цвет, всюду размещалась живопись хозяина. Художник учитывал свои изыскания в расположении декоративных элементов интерьера.
Студенты Баухауза специализировались на жилых и общественных зданиях массового характера. В стране шла индустриализация, широко строилось жильё, поэтому принцип стандартизации становился особенно актуальным. Но для Баухауза важнее всего был поиск не просто функциональных, но одновременно динамичных форм. «Чем функциональней постройка, тем красивее» — этой заповеди в Баухаузе следовали неукоснительно.
Баухауз создавал и пропагандировал новые принципы обстановки жилища, которые отвечали современным представлениям об удобстве, гигиеничности, деловитости ("новая вещественность") (рис. 3, кабинет директора).
- 7 -
Именно Баухауз стал символом этих новых направлений, и не случайно со второй половины 1920-х годов в Германии, а затем и в других странах появилось понятие "Баухауз-стиль", которым обозначают и сейчас те явления, которые положили начало современному дизайну.
Уже к 1922 году мебель Баухауза становится подчеркнуто конструктивной, с преобладанием прямых линий, квадратных, прямоугольных, круглых поверхностей. Это связано как с общими конструктивистскими тенденциями времени, так и с вводившимся в Баухаузе понятием качества ремесленной работы - Гропиусом был провозглашен лозунг "Искусство и техника - новое единство". Даже при создании единичных изделий для изготовления составных частей широко использовались машины и станки. Продукция не должна была носить следы ручной работы, поверхности и линии должны были быть идеально ровными, геометричными. Одной из самых заметных новаций явился стул, созданный М.Бройером в 1924 году (Lattenstuhl - стул из планок) - он "сконструирован" из почти одинаковых деревянных планок, для сиденья и спинки Бройер использовал полосы ткани из так называемого "конского волоса". (рис.4) Современники, правда, отметили, что сидеть на этом стуле не очень удобно, он является скорее художественным произведением - конструктивной скульптурой. Внутреннее оформление и оборудование разрабатывалось и выполнялось преподавателями и студентами в собственных мастерских и также отвечало новейшим представлениям о быте.(рис.5,6) Одним из главных дизайнеров стал Бройер - он сделал несколько моделей для нового здания Баухауза, в том числе "типовые" стулья для актового зала. Это были его первые модели из гнутых полых стальных трубок.
Чрезвычайно интересна была и дизайнерская посуда. В ней тоже преобладали геометрические формы и почти отсутствовала роспись и любой другой декор.
Вообще проблема росписи и орнамента остро дискутировалась в Баухаузе. Художники признавали строгий линейный орнамент, а не орнаментализацию, которая нарушает конструктивность и предполагает наложение. «Линия свидетельствует о силе и энергии того, кто её начертал», — эта мысль Кандинского почиталась в Баухаузе как непреложная истина. Излюбленными материалами художников были металл и лощёная гладкая керамика. Металлический кувшин Джулии Пап (1922 г.), круглый металлический чайник Эриха Дикмана, набор кастрюль Отто Линдига, напоминающий машинную форму своими ручками-шарами, сервиз из лощёной, отражающей свет керамики
Теодора Боглера (1923 г.) — всё это дизайн, продуманный функционально. Талантливые мастера работали также в художественном текстиле. В рисунках гобеленов Гунты Штольц, Бениты Отте, Макса Пфайфе-ра преобладали клетки и полосы. Идеи живописца Оскара Шлеммера,
- 8 -

увлекавшегося сочетанием синего и жёлтого и полагавшего, что оно благотворно действует на нервную систему, тоже воплощались в гобеленах.
Цвет, орнамент, материал в этих изделиях увязаны в изысканное эстетическое целое.
Итак, мастера Баухауза были практиками высочайшего класса, хотя их
проекты оставались зачастую лишь выставочными экспонатами. То были идеалисты в своих теоретических воззрениях. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек должен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства — эта заповедь их творчества живёт и поныне, продолжая питать архитектурную и дизайнерскую мысль всего последующего времени.

-9-

III. Значение «Баухауза»
Значение "Баухауза" трудно переоценить. Он не только был примером организации обучения дизайнеров, но и подлинной научной лабораторией архитектуры и художественного конструирования. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.
В 1933 году, когда к власти в Германии пришли фашисты, «Баухауз» был закрыт — авангардное искусство посчитали непонятным народу и потому ненужным. Профессора и студенты эмигрировали в 20 разных стран. Самая большая группа — 23 человека — приехала в СССР. Они звали себя «Красной бригадой Баухауза», обучали советских архитекторов, возводили дома. На Урале «баухаузовцы» проектировали и строили жилые кварталы и промышленные комплексы в Магнитогорске, Орске, Перми. В Екатеринбурге представители «Баухауза» разработали интерьеры школы № 22, здание музея истории Уралмашзавода, уралмашевский стадион.
— Связь немецких авангардистов с нашей страной была очень тесной. В 20-е годы прошлого века в мире существовали три художественные столицы — «Вхутемас» в Москве, «Баухауз» и Париж. В них во всех художники искали новые пути, новый язык искусства. Искусство — это отражение жизни, и стиль «Баухауза» является отражением того, что называется «индустриальная эпоха». В 20-е годы существовала очень тесная система взаимообменов между авангардистами из Москвы, «Баухауза» и Парижа, и это стало прообразом всемирного братства художников.

-10-

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Михайлов С, Л. Кулеева Л. «Основы дизайна», Москва, «Союз дизайнеров»,2002
2.Холмянский. Л.М. , Щипанов А.С. « Дизайн», Москва, 1985
-11-

VI.РИСУНКИ

1.Схема построения здания БАУХАУЗ
2.Комплекс зданий БАУХАУЗ
3.Интерьер кабинета директора
4.Кресло М.Байер
5.Кресло Л.М. дер Рое
6.Набор чайных столов М. Бройер





ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: