История Урала, лекция 3

среда, 2 апреля 2008 г.

История Урала, лекция 3 (сам текст зарыт в продолжении, жмите на Read More)

Лекция 4 (которая на самом деле 3, потому что в первой лекции было сразу две)
КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В XVI - XVII вв.
ПЛАН
1. Урал в XVII веке.
2. Грамотность и просвещение.
3. Искусство и архитектура.
4. Быт населения.

Основная литература:
История Урала с древнейших времен до конца XIX века
/Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 1998. |
Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд. Екатеринбург, 2000.
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.
В Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI -начале XVII века. Иркутск, 1990.
Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII начала XX в. Екатеринбург, 1998

Урал в XVII веке
Строительство Бабиновской дороги способствовало:
- росту значения Соликамска (солеварение, торговля, каменное строительство);
- появлению новых населенных пунктов;
- развитию транспорта (ямская служба).
В конце XVII в. 200 Соликамских варниц давали
7 млн пудов соли-пермянки в год. Выход солеторговл
на российский и международный рынок.


Зарождается металлургическое производство:
- в 1617 г. крепостной крестьянин Яков Литвинов
обнаружил близ Соликамска медную руду;
- в 1628 г. кузнец Богдан Колмогор обнаружил залежи
железной руды при впадении р. Ниццы в Нейву. Так возник на Урале первый казенный железоделательный завод - Ницинскии (работал 30 с лишним лет);
- в 1633 г. крестьянин Александр Тумашев также обнаружил близ Соликамска медную руду. Через год основано первое в России медеплавильное казенное предприятие, позже его перенесли на р. Пыскорку. Так возник Пыскорский завод;
- в 1669 г. сыновья Тумашева основали первый частный железоделательный завод в Верхотурском уезде (проработал 11 лет).



XVII век- период массовой колонизации Урала.
- Урал стал более безопасен для проживания;
- усиление крепостничества толкало крестьян к
бегству.
Важную роль в освоении Урала сыграли
монастыри.
Первый архиепископ Тобольский и Сибирский
Киприан в 1620-е гг. основал: Невьянский Богоявленский; Туринский Николаевский мужской; Верхотурский Покровский женский монастыри.
В1644 г. основан Далматовскии Успенский
монастырь (долина р. Исети).


• XVII век вошел в историю России как «бунташный». Социальные противоречия российского общества не обошли стороной и Урал:
• - восстание Степана Разина 1670-1671 гг.;
• - бунты работников соляных промыслов Прикамья середины XVII в.;
• - национальные движения (особенно восстание башкир 1662-1664 гг.).
Однако в целом XVII в. характеризовался поступательным экономическим и I социокультурным развитием.


2. Грамотность я просвещение
Шел процесс взаимообогащения культур русского и местного населения:
- влияние русской культуры, передача навыков пашенного земледелия,
- влияние на деревянное зодчество,
- распространение русского языка и православия,
- появление письменности;
- влияние культуры коренных народов на русских: передача приемов охоты и рыболовства, некоторых элементов быта и т.п.
Особенности культурно-исторического процесса на Урале
и в Сибири: Яр
- среди русских мигрантов преобладали свободные люди -черносошные крестьяне и посадские;
- личная независимость создавала более благоприятные условия для развития культуры.


Освоение русскими новых территорий сопровождалось распространением
- письменности;
- грамотности;
- книжной культуры.
Грамотными были:
- деятели местной администрации;
- верхушка посадских людей;
- дворянство;
- духовенство


Среди крестьян грамотных почти не
было. Грамотность была сословной
привилегией высших кругов
общества.
Школы на Урале появились только в начале XVIII в.
Обучение носило домашний характер (родители, дьяки, священники).


В XVI веке на Урале появились рукописные и печатные книги. Библиотеки принадлежали:
- частным лицам (крупнейшая в России - библиотека
Строгановых);
- Русской православной церкви (Далматовский
Успенский монастырь, церкви Верхотурья и др.).
Раскол е РПЦ 1652 е. привел к появлению на Урале
большого количества старообрядцев. Произведения старообрядцев:
• «Об антихристе и тайном царстве его» (Далматовский монастырь);
• «листы» Авраама Венгерского (Верхотурье).


Сохранялось летописание:
- Пермская владычная летопись;
- Вологодско-Пермский летописный свод;
- Коми-Вымская летопись.
В сибирских летописях основное внимание уделено походу Ермака.
В фольклоре уральцев (легенды, предания, мифы) преобладал цикл о Ермаке - народном герое.

3. Искусство и архитектура
Одно из основых направлений изобразительного искусства -иконопись:
- пермская XVI е. («Огненное
восхождение пророка Ильи на небо», «Архангел Михаил в житии - ПХГ);
- «Строгановская школа» (Истома
Савин «Богоматерь Владимирская»; Семен Хромой «Рождество св. Иоанна Предтечи»).


Позже иконописные школы формируются в:
- Туринске;
- Тобольске;
- Тюмени;
- Великом Устюге;
- Невьянске.

Строгановское художественное шитье.
Основные направления декоративно-прикладного искусства:
- пермская деревянная скульптура
XVI - XVII вв. (преимущественно культовый характер);
- дымковская игрушка (с. Дымково, р-н Вятки).


Архитектура Урала имела свои особенности:
1. Ряд городов формировались как торгово-ремесленные, военно-административные и религиозные центры (Чердынь, Верхотурье, Уфа,
2. Другие - как поселения при соляных промыслах (Соликамск, Усолье).

Основной строительный материал - дерево.
Каменные сооружения появляются только в
XVII в. (Чердынский, Иоанно-Богословский, Пыскорский монастыри).
Архитектурный ансамбль Соликамска
можно поставить в один ряд с архитектурными ансамблями Владимира, Суздаля, Великого Устюга.
Опыт строительства XVI - XVII вв. подготовил почву для проектирования и возведения производственных объектов в начале XVIII в.


4. Быт населения
Быт населения Урала формировался под влиянием:
- общерусских традиций;
- природных условий;
- контактов с коренными народами;
- хозяйственной деятельности (земледелие, животноводство).


Для русских поселений XVI - XVII вв. характерно:
• расположение на берегу реки;
• окна избы на восток (на солнце);
• беспорядочная (свободная) застройка;
• размеры избы 6,5x6,5 м (площадь 42 кв. м).

Усадьба - комплекс жилых и хозяйственных
Усадьба включала: избу;
сени и клеть (подкпет); двор (как правило, крытый).
Избы строили: I
- в лесных районах - из ели или сосны;
- в южных районах - из липы или осины.

Пища уральцев была достаточно разнообразной и включала:
- мучные и крупяные блюда (хлеб, пироги, оладьи, блины, калачи, пряники, баранки, каши, караваи);
- мясные и молочные продукты;
- рыбу (особенно уха);
- овощи (репа, редька, свекла, морковь, позже
картофель); |
- напитки (квас, пиво, мед, с XVII в. - чай).


Посуда:
- глиняная и деревянная;
- оловянная (блюда и сковородки из
Англии);
- медная и железная (котлы, тазы,
сковороды, кувшины);
- серебряная и золотая (большая тогда
редкость).


Одежда:
- у крестьян из холщовых и суконных тканей домашнего изготовления;
- у посадских и служилых людей - из привозных тканей.
Мужчины носили холщовые рубахи и штаны.
Женщины - сарафанный комплекс.
Украшения - бисер, жемчуг, ожерелья.

Семья:
- малая (два поколения);
- неразделенная (три поколения);
- братская.
Глава семьи соответственно:
-муж;
-дед; I
-старший брат.

Браки заключались путем венчания.
• Развод был практически невозможен.
• Основной обряд крещение.
Традиция: ответственность родителей за детей и стариков;
• сословный характер браков.
Семейный быт татар и башкир ж определялся законами ислама:
• подчиненное положение женщин;
• многоженство.


• Основные праздники:
- день рождения царя;
- церковные праздники - Рождество, Пасха, Благовещение и др.;
- воскресенье.
6 января - крестный ход, обряд Иордани (Рождество).



Праздничные церемонии и игры:
• взятие снежного городка;
• кулачный бой;
• городки, чехарда, жмурки, бабки.
Азартные игры:
- кости;
- карты (с ХVI в.).
• Скоморохи (шарманщик, акробат, кукольник)
• Таким образом, жизнь человека в эпоху среднввековья не исчерпывалась производственной деятельностью, а включала в себя многие аспекты повседневного бытия


• Религия, церковь играли важную роль в жизни уральцев. Миссионерскую деятельность РПЦ осуществляли:
- Стефан Пермский — первый на Урале епископ (конец XIV в.; в XVI в. причислен к лику святых);
- епископ Питирим (середина XV в.; убит вогулами);
- епископ Иона (в 1462 г. крестил население Перми Великой);
- Трифон Вятский (начало XVI в.).
К концу XVII в. на Урале было 39 монастырей.
Однако для русского православного населения были характерны:
- веротерпимость;
- принятие некоторых языческих ритуалов (Ильин день 20 июля - забой животных);
- широкое распространение на Урале старообрядчества.


В течение XVI-XVII вв. русское население накопило огромный опыт овладения природными богатствами края: леса, рудных месторождений, соляных источников.
• К концу XVII в. было выявлено более 50 месторождений полезных ископаемых.
• Это создавало прочную базу для стремительного взлета Урала в XVIII веке.


ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: