Конфуций о природе человека: нравственно-этическая направленность философии.

среда, 30 апреля 2008 г.

>> Предыдущий вопрос 2. Культурно-исторические формы существования философского знания. Главные функции философии. >>



Конфуций о природе человека: нравственно-этическая направленность философии.

Кун Цзы (551-479 гг до н.э.) Его интересует философская проблематика «человек-общество», законы земной жизни («земных рас») «Лунь Юй» — высказывания, беседы.

Конфуций полагал, что гармония в Поднебесной нарушена — необходимо просвещать человека и учить ритуалу. Прежние правители соблюдали ритуал (закон), и в Поднебесной был покой и порядок. Нынешние не соблюдают, часто поступая неблагородно.

«Ритуал» - закон земной жизни, законосообразность: устои в отношении верхов и низов, основа и уток в ткани неба и земли. Он дает жизнь народу.

Человек должен стремиться стать благородным мужем - справедливым, человеколюбивым (жень) человеком. Это нормативная личность (идеал человека), которому следует учиться.

Благородному мужу противостоит низкий человек или простолюдин, который не противостоит аморальности, у которого отсутствуют этические качества.
Женщина занимает низкое место в обществе (если с ней сближаешься, она перестает слушаться, если же отдаляешься, она начинает тебя ненавидеть).

Модель идеального человека:
  • жень (человеколюбие)
  • сяо (сыновья почтительность)
  • ли (этикет, ритуал) («почитайте этикет даже в дружбе»)
  • юе — музыка
Золотой закон: не делай другому того, что не пожелаешь себе.
На добро отвечают добром, а на зло — справедливостью. (то есть Конфуций призывает к самостоятельности, потому что справделивость у каждого своя, в противовес христианству)

А вот из интернета:

1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

  • Как необходимо управлять людьми?
  • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • управлять на основе добродетели ("бадао");
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
  • быть лояльным по отношению к руководителю;
  • проявлять старание в работе;
  • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

5. Основными постулатами легизма являются следующие:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
  • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
  • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
  • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
  • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
  • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
  • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

>> Следующий вопрос 4. Влияние идей философии даосизма на классическую художественную культуру Китая >>

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: