Последняя лекция по истории, сталинская неоклассика

четверг, 25 октября 2007 г.

Сталинская неоклассика, 30-нач 50-х годов

Жесткий водораздел между периодом конструктивизма и неоклассики --- очень жесткое стремление государства к контролированию содержания и форму искусства.

Конкурс на дворец советов (НА МЕСТЕ ВЗОРВАННОГО ХРАМА 1932 Г, в нем принимали участие все ведущие архитекторы) -- поворот в сторону монументализированной неоклассики от конструктивизма. В конкурсе участвовал даже Ле Корбюзье.
Конкурс выиграл архитектор Борис Иофан -- проект с гигантской ступенчатой композицией. Функция отступала на второй план перед идеологически образным решением (здание - постамент для статуи Ленина высотой от 150 до 400 метров). Главное помещение одно -- зал заседания Советов. Тенденция к формированию тоталитарного искусства.
Архитектурные принципы тоталитарного искусства:
- классический стиль (величественная, крупномасштабная, пафосная архитектура), возвращение ордера, лепнины, паркета.
- использование советской символики (пятиконечная звезда -план Театра Красной Армии) в декоре.
- высокие потолки, огромные пространства.
- идеологичсекий порыв (павильон СССР 1937 г. архитектор Алабян, скульптура Мухиной), драматургия композиции (ступенчатое движение)
- возвращение композиционных средств, от которых конструктивизм отрекся -- массивность, монументальность.
Складывается мифология, на которойдержалась вся система неоклассики: (книги "Тоталитарное искусство"И. Голомшток, "Культура-2" Паперный, В Морозов):
-миф о вождях.
-миф об особом физическом (в меньшей степени интеллектуальном) превосходстве советского человека (спорт, "Девушка с веслом", новый тип женщины)
-миф о Красной Армии
-
Главный жанр живописи -- гигантские многофигурные композиции, историческая мифологизированная картина, (псевдо)исторические реалии из истории партии, парадный портрет, батальные сценына фасадах зданий. Камерные пейзажи и натюрморты не в чести.
Парковая скульптура -- тема здоровья, праздника, соревнования
Обилие военной эмблематики, введение формы одежды.

Дизайн уходит под крыло архтектурных мастерских.
Идут активные поиски новых видов транспорта (индустриализация) -- автомобилестроение и авиастроение. Правда, он делается по калькам -- заимствуются черты аэродинамического стиля. Разработки в области судов на подводных крыльях, глиссеров и т.д.
3 крупных объекта, в которых дизайн проявился:
-метрополитен (оборудование, мебельные формы, турникеты, мебель для продажи газет) - эволюция в сторону аэродинамической стилистики
-мебель для комбината газеты "Правда" (диз. Боров и Замский) -- возвращается скругленность форм.
-Санаторий в Кисловодске (арх. Гинзбург) -- дань 20-м годам (трубчатая форма), особенно в характере светильников.

Бытовая среда: огромная пропасть между бытовым образом жизни обычных людей (рабочих, строителей, бывших крестьян) и номенклатурной бытовой культурой (очень казенной -- собственности даже у больщинства начальников не было). Бытовые интерьеры становятся похожими на административные интерьеры: красные дорожки, книжные шкафы, набитые трудами классиков марксизма-ленинизма, советская символика в лепнине. Стереотипы, связанные с курортами: белый цвет(униформизм). Затушевывание индивидуальности.
В бедных слоях: имитация клеенкой кожи, воспроизведение дуба из сосны, обилие полочек (на спинках высоких клеенчатых диванов), семь слоников.

2-я половина 30-х годов - выставки образцов мебели и оборудования, попытка найти решения, поставленные на поток -- ложноклассическая мебель, воспроизводящая формы русского ампира. Дизайнерские проекты были очень немногочисленны

Метрополитен - строительство началось в 50-м году. К строительству привлечены лучшие архитектурные силы, концепция была "подземные дворцы". Внимание обращалось и на наземные павильоны станций.
Иван Фомин -- чистый классицист, с его именем связан стиль московского метро (кессонированные потолки, роскошные люстры, ордер, отделка мрамором). Его проект -станция "Красные ворота".
Поезда метро -- самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона -- деликатная форма обтекаемого стиля. Метрополитен -- среда будущего, объект подражания.

К концу 30-х годов определилась стилистика с ее помпезным, но жизнеутверждающим обликом задний, дифференциация вместо обобщенного представления (акцент в сторону русского классицизма с арх-рой Петербурга за основу). Общественные интерьеры стали решаться с применением всех форм монументального искусства. Возникла проблема синтеза искусств в стиле советской неоклассики, и видов монументального искусства. Композиции в техники мозаики (не было на Западе) и росписи. Складывается система архитектурного декора -- возрождение академической лепнины -- капителии колонн, карнизы, гигантские расписные плафоны в интерьерах.
Иерархия сюжетов: тема праздника, композиция "предстояния" -- фронтальная позирующая позиция. Пейзажные элементы -- небо с самолетами и парашютами. Сбор урожая. Отстраивается заново главная улица Москвы -- Горького (Тверская), отсраиваются магазины на первых этажах с росписями (витрины изобилия)

После войны появляется послевоенная тематика.






ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: