Лекция по истории искусств от 08.10.07

понедельник, 8 октября 2007 г.

Советский дизайн 20-х годов.
В 20-х годах начинается профессиональный дизайн. В 1920 г открывается ВХУТЕМАС: метфак и дерфак -- профессиональное обучение дизайну.
Модель универсального дизайнера -- не замыкавшегося на специалтзации, являвшегося профессионалом самого широкого профиля, замахивавшегося на архитектуру, на интерьеры, на книжную графику, на предметное проектирование,
Системность дизайна: средовой дизайн, системное проектирвание.
За короткий срок система обучения была создана А. Родченко на метфаке, Э.Лисицким и В. Татлиным на дерфаке.
Родченко заложил стремление к комплексному проектированию, а не к созданию штучных вещей. Постепенное наращивание сложности заданий, первое из которых -- переосмысление вещи с традиционной функцией, последние -- создание комплекса вещей. 3 главных требуемых качества: трансформируемость, складируемость и многофункциональность.
Дерфак в большей степени занимался скорее мебельными формами. Эль Лисицкий -- блистательный экспериментатор в облати формообразования. Проуны -- "проекты утверждения нового" -- беспредметные композиции. В основе их лежит отсылка к супрематизму Малевича. "Фигурины" -- сочетание абстракций и реальных изображений, представляющие из себя опыты с пространством и являющиеся выходом на конкретные проекты. Все пронизано символикой и революционной романтикой.
Лисицкий был потрясающим графыком.
1928 г --- Лисицкий начинает издавать журнал "Вещь" в Берлине -- проводник советского конструктивизма на Западе. Его таланты --понимание символики цвета и умение скомпоновать графический лист. Для него очень важна подача идей.
Дизайн книги (поэзия Маяковского) -- органическое объединение графической композиции листа и стиха.
Проект языка подчи проекта -- сначала подается форма (плакатная заставка на первой странице проекта), а потом идет раскрытие содержания (планы). (на примере горизонтальных небоскребов).
Лисицкий -- основоположник дизайна выставок.

Реальные дизайнерские проекты метфака.
Проекты -- очень плохого визуального качества, о подаче нет речи, это идейные проекты. Проекты подчеркнуто лаконичны, аскетичны в них нет изысков формы, есть только принципиально новые решения функции, подобных которым не было на Западе.

  • Интерьер салона самолета(складывающиеся кресла-нары),
  • Корзина мотоколяски аэродинамической формы
  • Родченко -- создание киосков, складывающихся в компактный кофр
  • Рукомойник, складывающийся в короб, складная кровать (вместе с постельными принадлежностями), другая встроенная мебель-- крайний аскетизм.
  • Быков: походный чайник-котелок: из ручки котелка получается ложка

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: