Политология-3

понедельник, 18 февраля 2008 г.

Лекция Солоповой. Кстати, как Солопову зовут?
Принцип разделения властей:
сравнительный анализ действия этого принципа
Дж Локк: разделение властей - равносторонний треугольник законодательная власть-исполнительная власть - судебная власть. Только если у всех властей равная длина сторон, можно говорить о демократии.

Власти в США

Судебная власть:
(В РФ??)Конституционный суд
19 судей (работают 12 лет)

Законодательная власть
2 палаты: Сенат (100 человек, 6 лет) и палата представителей (450 человек, 2 года) .
Сенатора выбирает губернатор штата (человек с высокими моральными устоями, научный деятель, врач и т.п.)

(В России - Федеральное собрание - сенат (178 человек, 89 субъектов по 2 человека) и Гос. Дума - палата представителей(450 депутатов - до 2008 года было 225 по мажоритарной+225 по пропорциональной системе))

Единый избирательный округ(?)

Палата представителей обладает возможностью импичмента президента
Президент может наложить отлагательное вето на решение сената.
В России так же

Исполнительная власть
Президент (4 года) и администрация президента
Коллегия выборщиков (560) - последнее слово при выборе президента за ней, а не за народом.

Премьер министр и кабинет министров

Выводы по принципу разделения властей в США:

  1. Понятие демократии не связывают с понятием народовластия. Народ США напрямую не участвует в избрании ветвей власти.
  2. Т.к. в любой республике законодательная ветвь власти объективно возвышается над другими, создатели американской конституции максимально разделили должности разных ветвей путем разных процедур и разных сроков их избрания.
  3. Разные процедуры и разные сроки избрания всех ветвей власти не позволяют резко изменить политическую систему США
  4. Система сдержек и противовесов между ветвями доведена до логического конца, т.е. право отлагательного вето абсолютно, и право импичмента тоже абсолютно.
  5. в многонациональных США прямое или косвенное представительство народа возможно по любому принципу, кроме национального, т.е в США не связывают политический вопрос с национальным.
Выводы по принципу разделения властей в РФ.
  1. В РФ связывают понятие демократии с народовластием исключительно с политической системой. Социальной базой избрания законодательной и исполнительной власти является народ.
  2. Одинаковые сроки избрания обеих палат парламента позволяют им, объединившись, резко изменить политический курс страны
  3. В РФ существует сложная конструкция исполнительной власти (удвоение), что уводит ее от ответственности, как перед парламентом, так и перед народом
  4. В ст. 10 конституции сказано, что единая гос. власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а в статье 11 говорится о 4 ветви - президентской, но статус этой власти не понятен, т.к. президент обладает всеми полномочиями исполнительной власти
  5. Принцип разделения властей в РФ ассиметричен с серьезным перекосом в сторону исполнительной власти.
  6. Система сдержек и противовесов между ветвями в РФ не доведена до логического конца (право вето президента не распространяется на ФКЗ (?), а ст. 93 конституции позволяет Совету Федерации вообще не рассматривать вопрос об импичменте президента)
  7. 12-летний срок функционирования судей конституционного суда фактически создает возможность какому-либо президенту РФ полностью сменить состав конституционного суда
  8. В многонациональной РФ прямое и косвенное представительство народа осуществляется прежде всего по национальному принципу, т.е. в РФ смешиваются политические и национальные вопросы.


ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: