>> Предыдущий вопрос 3. Конфуций о природе человека: нравственно-этическая направленность его философии. >>
Даосизм (из лекций)
Лао Цзы жил примерно 200 лет (?) до н.э. (МВ: В Интернете -4-5 век до н.э., и вообще., документальных свидетельств существования Лао Цзы не осталось)
«Дао цзин» - учение о дао и дэ.
Дао — закон, путь, космический порядок. Универсальный мировой закон существования и развития человека и природы. Дао — источник, первоначало, субстанция мира.
Дао — естественный путь вещей, не допускающий внешнего вмешательства. Следование дао порожддает принцип «у-вэй» (принцип недеяния). Недеяние — это не пассивность, а отказ от совершения агрессивных, активных разрушительных действий к природе внешней и внутренней. Принцип почтительности, терпимости к человеку (внутренней природе) Если придерживаться этого принципа, можно стать богатым и мудрым, то есть обрести дао. Идеал человека — открытие в себе дао. Постичь вселенское дао доступно совершенно мудрому.
Если дао — некоторая сущность, то то «дэ» - это проявление дао, оформленность. В узком смысле этого слова — это этикет, порядок.
В мире все вещи взаимосвязаны. Путь к счастью — это постижение истины, освобождение от всех желаний и страстей.
«Человек следует законам земли. Законы земли следуют законам неба. Небо следует законам Дао. Дао следует самому себе»
МВ Нужно спросить, а в чем собственно заключается влияние на культуру?
Кстати, из интернета мне больше нравится. То же самое, но лучше структурировано:
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
- путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
- субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
- все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
- материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
- мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
- особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
- познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
- путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
- необходимо во всем уступать друг другу.
>> Следующий вопрос 5. Философские смыслы «Символа пещеры» Платона. >>
0 коммент.:
Отправить комментарий