>> Предыдущий вопрос 5. Философские смыслы «Символа пещеры» Платона. >>
(по лекциям) Эллинизм возникает на стыке греческой и восточной культур.
Эпикур - римский философ (341-270 до н. э.), последователь Демокрита (материалист).
- Главная проблема эпикурейской философии - этическая (взаимодействие человека и общества) - как быть счастливым.
- Объект исследований - чувственный мир
- Основной принцип существования - гедонизм, то есть поиск удовольствий, наслаждений. Удовольствие понималось не в упрощенном вульгарном смысле этого слова, а спокойное, уравновешенное, благородное удовольствие.
Лучшее средство избежать страданий - самоустранение от тревог и опасностей, общественных и государственных дел: "Проживи незаметно", "Свернись в себя самого". Человек всегда может найти в себе самом удобную обитель, отказавшись от активной деятельности и стремления переустроить мир: "Мир иллюзорен, боги безразличны к человеку". Эпикура критиковали как господина, а не раба хм?ъ
Стоицизм (стоики):
Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Плутарх
ведущие проблемы в философии стоицизма - этические (человек и его место в космосе)
Законы бытия не подвластны человеку, от судьбы не уйдешь, действительность надо принимать такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но стоик склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного.
Стоик стремится обрести смысл жизни. Искать его необходимо в мире субъективного. Смысл субъективного - в лектоне (?) - слове и его смысловом значении
Лектон выше всех положительных и отрицательных суждений. лектон осуществляется во внутреннем мире (мире человека), создавая состояние атараксии (душевного спокойствия, невозмутимости)
Цицерон: "Живи сообразно с природой вещей"
Здесь лекция переходит в цитаты стоиков, киников я не нашла, поэтому перехожу к интернету
Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
- отсутствие постоянного места жительства, скитания;
- паразитический образ жизни, попрошайничество;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
- восхваление физической и духовной бедности;
- крайний аскетизм;
- замкнутость;
- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
- непризнание авторитетов;
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
- неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
- концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
- радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
жил в бочке;
заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";
>> Следующий вопрос 7. Основные принципы средневековой европейской философии. >>
0 коммент.:
Отправить комментарий