>> Предыдущий вопрос 10. Законы и категории диалектики философии В.Ф. Г. Гегеля (на выбор студента). >>
по лекциям:
В середине 19 вв ситуация с философией многих не удовлетворяла. Появилась философия жизни, чьи последователи утверждали, что в классической философии нет места живому человеку в его собственной индивидуальности и бытии.
Предпосылки появления неклассической философии:
- -развитие наук
- -реакция на механицизм в объяснении мира
- -специфичность многообразия субъективных проявлений человека не охватывается методами разума и науки
- -человек в мире
- -свобода и перспектива человека
- -деятельность человека и ее смысл
Артур Шопенгауэр:
вместо закона, Мирового Разума, который вывел Гегель - Мировая Воля. Критика гегелевского постулата "История разумна и движется от несвободы к свободе по пути прогресса". Шопенгауэр не согласен: если миром правит разум, ткуда в нем беды и войны? В мире нет гармонии, а есть борьба за существование. Жизнь - стремление размножаться и обеспечить себе и потомкам существование, а для этого восторжествовать над себе подобными. Воля - не этическое понятие (воля - от немецкого хотеть). У Шопенгауэра воля сопровождается силой.
Шопенгауэр - основатель волюнтаризма, а значит иррационализма: миром правит слепая (неразумная) Мировая Воля, человек - носитель этой воли.
Как найти смысл жизни:
- выход в творчестве - воля, терзающая самою себя, выплескивается наружу. Музыка - наиболее полное, чистое проявление воли. Когда воля ослабевает, разум возбуждает волю
- Аскетизм - путь искоренения желаний, умерщвления плоти, отказ от борьбы
- Самоубийство. Уход от жизни
И из интернета:
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Воля:
- • лежит в основе сознания;
- • является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
- • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
- • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;
- • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
- • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;
- • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;
- • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные
"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
>> Следующий вопрос 12. Идеал сверхчеловека Ф. Ницше. Ницше о творчестве. >>
0 коммент.:
Отправить комментарий