>>Предыдущий вопрос 6. Этическая проблематика философских школ эллинистическо-римского периода: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, киники (на выбор студента). >>
Плотин (средневековый философ)- центральная иерархия: благо-мировой_ум-мировая_душа, отдельно материя. Благо - подлинное первосущее, непостижимо разумом, а только с помощью сверхразумного экстаза. Из блага проистекает мировой ум - прообраз всех вещей.. Из мирового ума проистекает мировая душа - все одушевленное в мире, производящая живые существа. Материя - низшая форма существования, она не активна, а лишь воспроизводит все возможные смыслы и формы. Задача человека - прочувствовать эту иерархию и понять, что все добро истекает сверху, а зло - снизу.
- принцип теоцентризма (божественного) - Бог един. источник всякого бытия, блага и красоты - Бог. Высшая цель человека - служение Богу. Теоцентризм - это материальная форма выражения субъекта. Человек отчуждает от себя свое "Я", свое субъективное и возлагает это на Бога (т.е. перекладывает ответственность за свою собственную жизнь на Бога, который является общим субъектом) Самопознание человека идет через познание Бога
- Принцип креационизма (творчества) - означает принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом, чтобы творить. Раз Бог творит, то человек в меньшей степени, но тоже может творить.. Простяе люди понимают акт творения вульгарно, философия - иначе. Бог не тождественен сотворенному и Бога нужно понимать как основной принцип, как закон. Ему нельзя противопоставлять материю как материал (?)
- Принцип провиденциализма - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Исторический процесс есть путь в царство Божье. Средневековая концепция времени линейна (от и до), в отличии от античной циклической концепции времени. За природным временем стремились распознать сакральное время (год - рождение, жизнь,смерть и воскресение Христа, недельный круг повторяет годичный)
- Принцип символизма (средневековая герменевтика). Герменевтика - наука и искусство истолкования текстов священного писания. Символ в средние века - своеобразный вызов умению человека находить скрытые смыслы, значения того или иного предмета (роза -символ девы, берилл - символ Христа, и т.д.) Символизм средневековья становится принципом философии. Специфически человеческое всегда является символом само по себе. вне природных процессов оно не существует. Надо научиться видеть за символами их природное содержание. Вещи и среда, созданные без учета их символической природы - предназначения для человека - бездушны. Экзегетика - искусство прочтения Библии (течение в герменевтике)
Реализм (общее реально существует) против номинализма (общего не существует, вещи проявляются единично).
Реализм продолжает традиции Платона, номинализм- Аристотеля.
Реализм: сущность первична. Сущность и существование всегда совпадают только в боге
Номинализм: понятия - это имена вещей, знаки. Общего в самих вещах нет, оно находится в душе человека, в его голове. Единичность субъекта - открывает человеку свободу.
Еще не знаю, надо ли про Августина Блаженого
>> Следующий вопрос 8. Философия и наука в Новое время: мировоззрение и картина мира. >>
0 коммент.:
Отправить комментарий