>> Предыдущий вопрос 2. Культурно-исторические формы существования философского знания. Главные функции философии. >>
Конфуций о природе человека: нравственно-этическая направленность философии.
Кун Цзы (551-479 гг до н.э.) Его интересует философская проблематика «человек-общество», законы земной жизни («земных рас») «Лунь Юй» — высказывания, беседы.
Конфуций полагал, что гармония в Поднебесной нарушена — необходимо просвещать человека и учить ритуалу. Прежние правители соблюдали ритуал (закон), и в Поднебесной был покой и порядок. Нынешние не соблюдают, часто поступая неблагородно.
«Ритуал» - закон земной жизни, законосообразность: устои в отношении верхов и низов, основа и уток в ткани неба и земли. Он дает жизнь народу.
Человек должен стремиться стать благородным мужем - справедливым, человеколюбивым (жень) человеком. Это нормативная личность (идеал человека), которому следует учиться.
Благородному мужу противостоит низкий человек или простолюдин, который не противостоит аморальности, у которого отсутствуют этические качества.
Женщина занимает низкое место в обществе (если с ней сближаешься, она перестает слушаться, если же отдаляешься, она начинает тебя ненавидеть).
Модель идеального человека:
- жень (человеколюбие)
- сяо (сыновья почтительность)
- ли (этикет, ритуал) («почитайте этикет даже в дружбе»)
- юе — музыка
На добро отвечают добром, а на зло — справедливостью. (то есть Конфуций призывает к самостоятельности, потому что справделивость у каждого своя, в противовес христианству)
А вот из интернета:
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
- Как необходимо управлять людьми?
- Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
- жить в обществе и для общества;
- уступать друг другу;
- слушаться старших по возрасту и по званию;
- подчиняться императору;
- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
- быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
- подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
- управлять на основе добродетели ("бадао");
- обладать необходимыми знаниями;
- верно служить стране, быть патриотом;
- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
- быть благородным;
- делать только добро государству и окружающим;
- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
- заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
- быть лояльным по отношению к руководителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
- человек обладает изначально злой природой;
- силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
- основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
- государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
>> Следующий вопрос 4. Влияние идей философии даосизма на классическую художественную культуру Китая >>
0 коммент.:
Отправить комментарий