I. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ДИЗАИНА : В ПЕРИОД 1930-1950-х г.г.
1930-е г.г. как период кардинальных изменений в архитектурно-художественных процессах. Поиск образного начала и принципов формообразования на основе классического наследия, пластических искусствах и советской архитектуре. Влияние этих процессов на дизайн. Отход от конструктивистских рационалистических концепций архитектуры и дизайна периода 1920-х г.г. Тенденция расслоения сферы дизайна на инженерно-техническую, предметно-бытовую и художественно-оформительскую области. Исчезновение четко выраженных концепций дизайна и появление дизайнерских разработок в практике промышленного производства. Роль выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в дизайнерской деятельности 1930-х гг.
Оборудование общественных и жилых интерьеров, средства транспорта, приборы, осветительная арматура, станки, посуда как преимущественные объекты дизайнерской деятельности периода 1930-195-х г.г.
Особенности дизайнерской деятельности в сфере оборудования общественных и жилых интерьеров. Главенствующее положение - оборудование для крупных общественных зданий - театров, клубов, гостиниц, санаториев. Художественно-проектная мастерская № 12 отдела проектирования Моссовета (1933-1935 г.г.) и ее проекты как пример комплексного дизайна в этой области. Проекты оборудования интерьеров комбината "Правда", здания Наркомлегпрома, станций метрополитена, уличных и вокзальных киосков "Союзпечати" дизайнеров И.Борова, Адамского, стилистические особенности проектов мастерской и их соотношение с архитектурой.
Оборудование для жилой среды. Тенденция развития жилой среды. Отказ от идей "социалистического расселения", экспериментов с "жилыми ячейками", функционалистического метода организации быта. Возврат к традиционным формам семейно-домашнего уклада в типах, планировочных композициях и составе оборудования жилых ячеек. Влияние классицирующего направления советской архитектуры на жилой интерьер. Специфика соотношения интерьера с внешним обликом жилого дома. Тенденции формообразования в оборудовании жилого интерьера.
Сохранение функционалистических традиций в формах инженерного оборудования - сантехника. Газовые плиты и частично другие элементы кухонного оборудования. Конструктивистские приемы в формах светильников. Многообразие ретроспективных стилевых течений в формах мебели - от "неоклассицизма" до модерна и ар деко. Влияние стилистики образцов уникальной мебели на ее массовые образцы. Деятельность бригады архитекторов под руководством А.Щусева по оформлению интерьеров гостиницы "Москва" как пример разработки таких уникальных образцов. 20 проектов мебели архитекторов А.Щусева, Л.Савельева, О.Стапрана. Демонстрация форм парадного "классицизма", мотивы "классицизирующего кубизма". Оперирование текстурой, фактурой, цветом материалов как главный критерий формообразования. Вариации на тему работ М.Брейера в мебели из гнутых трубок. Интерьеры и мебель санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске архитектора М.Гинзбурга как продолжение функционалистской линии.
Экспозиция опытных образцов массовой мебели на строительной выставке в Москве 1935 г. Фабричные модели акционерного общества "Интурист", Ольховской мебельной фабрики. Деятельность Кабинета художественной промышленности и внутреннего оборудования Всесоюзной академии архитектуры (1938 г.) по пропаганде образцов мебели русского классицизма для внедрение их в практику производства. Противоречие образцов с условиями современной технологии мебельного производства. Сектор внутреннего оборудования и интерьеров Академии архитектуры СССР как центр всей проектной деятельности по мебели. Основные характеристики образцов мебели сектора: соответствие бытовому назначению, компактность, комбинируемость, технологичность. Две линии в принципах формообразования мебели, сложившиеся к концу 1930-х г.г.: классицистическая, рациональная и демократическая.
Эволюция форм светильников 1930-х г.г. Проекты треста "Универпром" начала 1930-х г.г. как пример сохранения стилистически предшествующего десятилетия. Геометризация формы, использования стекла в сочетании с металлом. Изменение форм . к концу 1930-х г.г. Появление образцов с использованием мрамора, керамики, фаянса и тканевых абажуров. Электроосветительное оборудование Московского метрополитена производства завода "Электросвет" как эталон для бытовых светильников. Противоречие "дворцового" образца светильника с интерьером рядового жилища.
Разработки дизайнеров в области транспортных средств 1930-х г.г. Выпускники ВХУТЕМАСа в проектировании и строительстве пассажирских катеров для канала Москва-Волга С1935 г. Проект пассажирского катера Н.Плаксина. Идея анализа и выделения функций. Направленность на создание перспективного транспортного средства с высоким уровнем комфорта. Особенности и противоречия формообразования. Проект глиссера-экспресса В.Мещерина. Перенос обтекаемой стилистики в интерьер пассажирского салона. Динамичность формы. Пример создания первого в СССР фирменного стиля транспортной линии. Единство цветовой гаммы в окраске глиссера, киосков для продажи билетов, формы кассиров, билетов и багажных ярлыков.
Тенденции формообразования в средствах транспорта 1930-х г.г. Противоречивость взаимосвязей с архитектурой и городской средой. Форма поездов метрополитена и ее отношение к архитектуре станций.
Попытки внесения образного начала и изобразительных приемов в формы транспортных средств. Формы курьерского паровоза "2-3-2" серии "К-1" (1938 г.), самолета "ПС-9" (1937 г.),экспериментального бомбардировщика "К-12" ("Жар-птица" (1935 г)
Противоречие формы изделия с технологией и требованиями эксплуатации.
Развитие обтекаемой "аэродинамической" стилистики. Обтекаемость как высокий целостный критерий, символ прогресса техники в системе образных средств дизайна и инженерного проектирования 1930-х г.г. Приемы переноса форм из одной сферы техники в другую. "Авиа-формы" - формы городского и железнодорожного транспорта. Перенос стилистики пластических искусств на технические объекты. Формы паровоза серии "В" конструктора Д.Львова, бомбардировщика "ТБ-1" художника Б.Кондорского.
Элементы "бионического формообразования" в инженерных проектах средств транспорта. Проект конструкции Н.Ярмольчука (1933 г.), проект истребителя "БИЧ-17" Б.Черановского.
Влияние обтекаемой стилистики, развивающейся в транспортных средствах, на бытовые предметы конца 1930-х г.г. - г.светильник ники, радио-фотоаппаратура, мебель с гнутыми металлическими конструкциями.
Тенденции развития дизайнерской деятельности в послевоенный период и в 1950-е г.г. Особенности социально-экономической ситуации первых послевоенных лет и их влияние на развитие дизайна. Увеличение процента внедрения дизайнерских разработок бытовых предметов, и их реальное функционирование в предметной среде 1940-1950-х г.г.
Проект (1943 г.),и массовое производство (1946-1958 г.г.) легкового автомобиля "Победа" (автор пластического образа художник-конструктор В.Самойлов) как наиболее яркий пример советского дизайна данного периода.
Дальнейшее развитие дизайнерской деятельности в области транспортных средств. Роль Опытно-конотрукторского бюро под руководством О.Антонова. Серия гражданских самолетов модели "АН-2" с использованием методов дизайна.
Появление видов транспортных моделей, основанных на принципиальных конструктивных и технологических новшествах -цельнометаллический пассажирский вагон о облегченными конструкциями (1946 г.)
Организация первого специализированного дизайнерского подразделения - Архитектурно-художественного бюро Министерства транспортного машиностроения (1946 г.). Универсальность проектной деятельности как характерная черта дизайна АХБ. Проекты средств транспорта, осветительной арматуры, мебели. Фирменный стиль железнодорожного экспресса "Южный". Проектирование речных оудов. Новые виды городоких троллейбусов. Концепция и методика проектирования АХБ. Введение методов натурного проектирования и макетирования. Опыт АХЕ как основа для развертывания системы отечественного дизайна в 1960-е г.г. Возникновение других проектных групп - бюро судовой архитектуры под руководством О.Арнольда, группа на заводе ВЭФ в Риге под руководством художника А.Ирбите.
Рост потребностей в специалистах художественной промышленности. Восстановление деятельности художественно-промышленных училищ в Москве и Ленинграда - МВХПУ (б.Строгановское), Ленинградское (б.Штиглица)(1945 г.). Роль училищ в профессиональной подготовки кадров советских дизайнеров.
Вторая половина 1950-х г.г. как обозначение поворота в массовом эстетическом сознании и профессиональной художественной практике. Дискуссия о природе и специфике архитектуры 1954 -1955 г.г. Влияние ее проблематики на становление концепций дизайна. Начало массового строительства с применением индустриальных методов и вызванные им изменения в предметном окружении. Проектирование и изготовление малогабаритной мебели и встроенного кухонного оборудования. Новые тенденции формообразования в дизайне жилой среды.
Нормирование новой волны рационалистических концепций формообразования в рамках движения "Искусство в быт". Начало критики эклектики, украшательства, формально-образной системы советской неоклассики в архитектуре и предметной среде. Становление интереса к типологичности, модульности форм предметов. Вытеснение ретроспективной стилистики. Постановка проблемы "современный стиль", понимаемый как требование принципиального единства форм в архитектуре и предметной среде (мебели, бытовой технике, отделке интерьера), а также в малых архитектурных формах и транспорте. Воплощение этих процессов в проектах Всесоюзного конкурса на создание лучших образцов мебели для современных квартир, домов гостиничного типа, гостиниц, общежитий.
Выставка конкурсных проектов (1961 г.)в домах нового типа района Хорошево-Мневники.
II РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА • В ПЕРИОД 1960-х г.г.
Постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 г. "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования". Организация системы служб советского художественного конструирования. Создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ)(1962 г.), специальных художественно-конструкторских бюро в крупных промышленных городах, художественно-конструкторских групп на предприятиях (1962-1965 г.г.).
Единая система художественного конструирования к 1966 г.
ВНИИТЭ как общесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-проектный центр, 9 филиалов ВНИИТЭ, отраслевые СХКБ -головные организации по художественному конструированию отдельных типологических групп изделий художественно-конструкторские подразделения на предприятиях и в организациях.
Основные художественно-культорологические процессы 1960-х г.г. и их влияние на становление советского дизайна. 1960-е г.г. как перелом в эстетической проблематике, эстетических ценностных критериях, стилистике архитектуры предметной среды. Включение в объект эстетических исследований технической среды. Проблема связи искусства и техники. Дискуссия 1961-1963 г.г.: " Может ли машина быть произведением искусства?" в журнале "Декоративное искусство СССР". Становление теоретических концепций советского дизайна. Попытка определения его специфики в сопоставлении с зарубежным опытом. Провозглашение приоритетности социально-эстетического направления развития над коммерческим. Обращение к периоду 1920-х г.г. как к истокам советского дизайна и провозглашение преемственности его достижений.
Характерные черты начального этапа. Профессиональная разнородность дизайнерских коллективов. Заполнение области дизайна архитекторами, художниками, инженерами, скульпторами. Обусловленность этим обстоятельством эклектичности представлений о дизайнерской деятельности, методических приемов языка, терминологии и формулировок. Поляризация к середине 1960-х г.г. "техноцистики" - инженерных и искусствоведческих воззрений на дизайн. Утверждение в качестве доминирующих идей рационального дизайна. Его противопоставление "стайлингу". Неприятие стилизации и декоративизма в формообразовании. Триада: функция-конструкция-форма. Подкрепление идей функционального дизайна освоением близких концепций зарубежных школ. Контакты с Ульмской школой ФРГ. Выставка "Роль художника-конструктора в промышленности Великобритании" ("1964 г.). Рационалистические тенденции формообразования в советской архитектуре 1960-х г.г. Поиски новых средств объемно-пространственных композиций под воздействием типового проектирования. Идеи "развеществления среды" в декоративно-прикладном искусстве. "Суровый стиль" в изобразительно-пластических искусствах. Особенности восприятия дизайном архитектурно-художественных процессов
Состояние практики. Специфика связей "дизайнер-производство", определившая на начальном этапе состав объектов проектирования и направленность развития отечественного дизайна. Дизайн единичных изделий ("штучный дизайн") как характерная черта практики. Значительный удельный вес проектов эстетической организации производственной срены и колористики промышленного оборудования. Ограничение объема и содержание проектной деятельности заказами промышленности на модернизацию внешнего облика изделий машиностроения. Влияние зарубежных образцов и "аналоговое проектирование" Противоречие между ведущей теоретической концепцией рационального дизайна и реальным состоянием практики, использующей стилизацию и приемы стайлинга. Линейно-геометрическая стилистика как ведущее направление в формообразовании. Первая Всесоюзная выставка по художественному конструированию и ее экспонаты (1965 г.). Разнородность проектной тематики и отсутствие специализации в художественно-конструкторских подразделениях.
"Обыгрывание" скошенных плоскостей, тупых углов и линейных соотношений в проектах первой половины 1960-х г.г. Трапециевидность, "коробчатость" - оперирование формами кожухов и обшивок как уг версальный набор приемов для изделий с разными функциями. Проекты: кабина трелевочного трактора, "ТДТ-55" (худ.В.Пахомов, Т.Компаниец, В.Винтман. ЛСКБ); мотороллер "М-175" (худ.Ю.Долматовский, Г.Рязанов, А.Семенов. ВНИИТЭ), трамвайный вагон "КТМ-4" (худ.С.Зарицкий, В.Бердюгин, УФ ВНИИТЭ); магистральный грузовой электровоз (худ.В.Заколупин, ЛФ ВНИИТЭ), холодильник "Океан" (худ.Л.Гуркин, ДФ ВНИИТЭ), комплект посуды (худ.К.Лыжин Б$ ВНИИТЭ), специализированный автомобиль - такси (худ.Ю. Долматовский, А.Ольшанецкий, А.Черняев, ВНИИТЭ) и др.
Другие стилевые направления в технической продукции 1960-х г.г. Сохранение и развитие в формах ряда объектов обтекаемой стилистики. Проекты ЦКБ по судам на подводных крыльях г.Горького (худ.Ф.Прибыщенко, О.Фролов, В.Квасов и др.). Сложное переплетение обтекаемых форм с элементами, "скульптурного" стиля 1950-х г.г. в проектах и серийных образцах холодильников объединения "ЗИЛ". "Символико-изобразительные"приемы ' формообразования в формах пылесосов "Сатурн" и "Ракета".
"Мебельный" стиль в формообразовании ряда образцов радио-телеаппаратуры. Постепенность его вытеснения "линейно-геометри ческой" стилистикой.
Тенденции развития жилой среды и дизайн 1960-х г.г. Отрицание концепций жилой среды предшествующего периода начала 1930-х- середины 1950-х г.г. Процесс разрушения композиционных средств приемов художественной выразительности интерьера 1930-х-1950-х г.г. Устранение отличий между жилым и общественным интерьером. Способы организации предметно-пространственной среды на основе нового понимания, пространства, как свободного и открытого. Принцип "подвижных композиций" предметов в интерьере. Изменение габаритов бытового оборудования в малогабаритных квартирах.
Становление новых композиционных приемов в формах мебели и оборудования жилой среды. Трансформируемость как принцип конструкций. Соединение разнородных функций в предмете -комплексе: шкаф с письменным столом и диваном; письменный стол, объединенный с кроватью; рабочий столик, трансформирующийся в туалетный. Введение в интерьер условных, трансформирующихся зон, обозначенных группами мебели. Пересмотр традиционной тектоники предметов. Появление мебели с облегченными опорами (стулья на тонких металлических ножках с минимальной площадью сидения, столики на трех ножках.и т.п.). Утоньшение сечений в конструкциях, зрительная неустойчивость форм. Отрицание форм мягкой мебели. Тенденция дематериализации корпусной мебели - нейтральная форма, "исчезновение" в стене. Исчезовение зримой плотности мебели - появление стеклянных столешниц, увеличение площадей остекления шкафов и полосе. Отказ от четкости в конфигурации и силуэте мебельных форм, т.н. "отель обмылков". Отрицание системы освещения интерьера, сложившийся в 1930-1950-е г.г., изменение видов форм бытовых светильников. Вытеснение люстр и абажуров источниками рассеянного освещения, новые разновидности осветительной арматуры.
Изменение в состоянии развития отечественного дизайна к концу 1960-х г.г. Постановление Совета Министров СССР "Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве" 1968 г. Расширение дизайнерской деятельности в промышленности. Усложнение объектов проектирования, переход от единичных изделий к комплексам и системам. Принципы комплексности, стандартизации, агрегатирования, вариантности в дизайнерских разработках предметных комплексов Начало специализации художественно-конструкторских подразделений по отраслевым и типологическим принципам. Специализаций Уральского филиала ВНИИТЭ в области тяжёлого машиностроения и горных машин. Проекты конца 1960-х г.г. Специализация Вильнюсского филиала ВНИИТЭ в области мебели и бытовых изделий. Проекты конца 1960-х г.г. Специализация Белорусского филиала ВНИИТЭ в области сельскохозяйственного машиностроения. Проекты конца 1960-х г.г. Противоречия и перспективы специализации. Их влияние на стилевые тенденции конца 1960-х г.г. Третья Всесоюзная выставка по художественному конструированию (1970 г.) как итог начального этапа развития современного советского дизайна. Изменения в концепциях дизайна на рубеже 1960-19?0-х г.г. под воздействием развития практики. Отход от "ортодоксального функционализма". Теоретические дискуссии о многообразии стилей и художественных подходов в дизайне. Проблема стилизации в предметном творчестве. Поиски интеграции искусства и дизайна. Организация Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования Союза художников СССР (1967 г.) как оформление самостоятельной концепции художественного дизайна. Экспериментальная выставка "Пространство и форма" в Таллинне (1969 г.). Экспонаты группы художников во главе с Э.Рейтель. Значение выставки в поисках концепций комплексного троектирования среды.
3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА 1970-1980-х г.г.
1970-е-1980-е годы как период активного расширения границ дизайнерской деятельности. Многообразие сменяющих друг друга или сосуществующих концепций, методологий, методов проектирования. Множественность формообразующих поисков и стилевых течений. Назревание проблем и противоречий, вызванных • складывающимся положением дизайна в художественной культуре, экономике и промышленности. Проблема внедряемости и реализации дизайнерских проектов. Проблема освоения зарубежного опыта.' влияние эталонов и стилевых норм зарубежного дизайна на процессы формообразования в отечественном дизайне 1970-1980-х г.г.
Количественный рост дизайнерских подразделений в промышленности начала 1970-х г.г. Утверждение правового статуса дизайнерских групп на предприятиях правительственными постановлениями 1971 г.
Особенности развития практики. Провозглашение в начале 1970-х г.г. как генеральной линии дизайнерской деятельности -"от отдельных'вещей - к комплексам и ансамблям, а от них - к оборудованию целостной предметной среды". Ориентация дизайнерского проектирования на товары народного потребления: мебель, посуду, радио-телеаппаратуру, часы, текстиль и т.п. Образцы дизайнерских разработок бытовк : товаров на оптовой "Ярмарке-77" (Москва), выставке "Дизайн-81" (Москва), выставке проектов 1У Всесоюзного конкурса на разработку лучашх образцов мебели и оборудования массового производства для типовых квартир 1983 г. (Москва), выставке "Дизайн в промышленности Латвийской ССР" 1985 г..(Рига).
Переход к проектированию крупных систем с объектами сложных структур и кристаллизация нового перспективного подхода -разработке дизайн-программ. Содержание и цели дизайн-программ 1970-1980-х г.г.
Осуществление дизайн-программы продукции ВО "Союзэлектро-прибор"(1973-1984 г.г.). Проекты системы средств' электроизмерительной техники Д.Азрикана, Л.Кузьмичева, Д.Щелкунова(ВНИИТЭ), Дизайн-программа "Часы", "Электробритвы", "Фотоаппараты".
Включение новых объектов в сферу дизайна 1970-1980-х г.г. Проникновение дизайна в архитектуру, декоративно-прикладное и монументальное искусство. Вычленрние и оформление новых ветвей дизайнерской деятельности. Дизайн городской среды.. Проекты сохранения историко-культурной среды, визуальных коммуникаций, малых архитектурных форм, пространственных зон. Дизайн экспозиций. Внесение дизайнерских принципов в музейные и выставки, ные.экспозиции, праздничное оформление городских пространств. Графический дизайн.
Дизайн уникальных вещей.
Неоднозначность и сложность взаимодействия новых разновидностей дизайна с традиционными видами искусств. Неравно-мерность в обновлении художественных средств формообразования.
Процесс стандартизации и унификация языка архитектуры. Экспериментальный бум и активность формально-эстетических поисков в декоративном искусстве 1970-л г.г. Тяготение новых разновиднстей дизайна к художественно-образным средствам изобразительного и декоративного искусства. Поляризация тенденций формообразования по отношению к рациональному дизайну, массовых серийных изделий. Выдвижение новых концепций "средового", "культурологического", "художественного" проектирования в 1970-1980-е г.г. Роль Сенежской студии (Центральной учебно-экспериментальной студии СХ СССР) в этих процессах. Е.А.Розенблюм как создатель концепции художественного проектирования. Понятие об объекте проектирования как элементе среда. Дизайнерская деятельность в контексте культуры. Проекты Сенежской студии 1970-Х-1980-х г.г. Проекты реконструкции и благоустройства городской среды Москвы, Одессы, Красноярска, Коломны. Проект праздничного оформления района Зарядье в Москве к Олимпиаде-80. Проект Дерибасовской улицы в Одессе (1977 г.). Дизайн выставок. Экспозиция раздела оформительского искусства и дизайна на выставке "Мы строим коммунизм" (1981 г.). Развитие дизайна музейных экспозиций. Проекты музея Пушкина на Арбате (1975 г.), музея К.Батюшкова в Вологде (1981 г.), музея Революции в Москве (1975 г.). Проекты промышленных изделий Сенежской студии - приборы, кухонное оборудование, игрушки, прессы, интерьеры салонов самолетов, павильоны городских оста_ човок. Композиционные характеристики направления "открытая форма", пропагандируемого Сенежской студией в 1970-е г.г. Значение курса композиции, разработанного М.А.Коником, в становлении языка художественного Проектирования.Влияние проектной концепции Сенежской студии на отечественный дизайн 1970-1980-х г.г.
Некоторые теоретические концепции отечественного дизайна 1970-1980-х г.г., выражавшие и определившие состояние практика, методологических и методических подходов к проектированию, направление формообразования. Перемещение акцента теоретических исследований с проблем композиции, архитектоники промышленных форм на проблемы стилеобразования, генезиса и эволюции предметных форм, сред и предметных систем, проблемы "образности" в дизайне. Сосредоточение теоретических исследований и формирование проблематики в области кулъторологического и художественного значения дизайнерской деятельности к концу 1970-1980-х г.г.
Культурологический подход в проектировании жилой среды 1970-1980-х г.г. Установка на проектирование интерьера как пространства форм поведения и культурных типов обитания. Первая выставка молодых дизайнеров (Москва, 1976 г.) . "Жилая среда. Тип художника. Тип потребителя". Потребитель как творец среды обитания. Концептуальные проекты мебели как альтернатива массовым формам мебельного производства. "Сюжетная" мебель Л.Озерникова. "Предмет - минисреда" С.Черменского.' Комплексы и структурные пространственные композиции А.Ермолаова, И.Май-стровского, Л.Ёнтуса. Создание радикальных моделей жилища. Система "Мебар" - "Мебель архитектура" И.Лучковой, А.Сикачева (1976 г.). Попытка трансформировать пространство жилого интерьера сращиванием архитектурных и предметных элементов. Таллиннские выставки "Пространство и форма" 1970-х г.г., влияние их пространственно-предметных экспонатов на дизайн жилой среды 1980-х г.г. Пространственные композиции Б.Томберга (1972 г.). Проект зон отдыха с музыкальным центром Т.Ганса ^1977 г.). Сидения М.Грюнберга, универсальная мебель для студии художника М.Рейтель, М.Лаул (1977 г.). Новые идеи и тенденции формообразования в дизайне мебели конца 1980-х г.г. Выставка "Акта-87" в Таллинне. Проекты Э.Юргенсона, Ю.Лембер, Т.Соо.
Основные стилевые течения в советском•дизайне 1970-1980-х г.г. Освоение интернациональных стилевых течений зарубежного дизайна (скульптурного стиля "Хай-тех", ретростилей^, индивидуальных творческих концепций ведущих дизайнеров и групп ('Д.Коломбо, Э Соттесасса. М.Грейвса, группы "Мемфис"). Специфика использования интернациональных стилевых стереотипов в проектах отечественного дизайна. Национальные традиции в стилистике отечественного дизайна 1980-х г.г. Состояние многостильности в.предметной среде 1970-1980-х г.г.
Методичка Звагельской
среда, 23 января 2008 г.Автор: MV на 00:07
Ярлыки: История искусств, методички
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
ГОС-2008
ГОС кончился, с ним была плутовка такова...
Оставляю полезные ссылки для будущих поколений:
0 коммент.:
Отправить комментарий