Агенты.
Сущность: Дизайнеры — агенты (носители) изменений.
Начальные данные:
Носитель изменений — всегда человек
Изменения могут происходить либо с самим человеком, либо с организацией (уже готовой структурой)
Любая система стремится к балансу между двумя силами — несущими изменения и противящямися изменениям. Процесс балансирования называется гомеостазисом.
Теория изменений (концепция обучения К. Роджерса, в которой «обучение» заменено на «изменение»):
Гипотеза 1: Изменения нельзя внести напрямую, им можно только содействовать (катализировать изменения).
Гипотеза 2: Человек учится (изменяется) только если ему это нужно
Гипотеза 3: Опыт (изменения) разрушителен для существующей структуры, и она стремится ему противодействовать. Чтобы внести изменения, нужно или «размягчить» структуру, или убедить ее в нужности изменений.
Гипотеза 4:Наиболее эффективная обучающая ситуация характеризуется низким уровнем угрозы и соответсвием опыта(изменения) контексту.
Классификация носителей изменений (по Оттавею):
Генераторы изменений — несут осознание потребности в изменениях
Прототипного типа — герои, идейные вдохновители, образцы
Демонстративного типа — демонстриуют свою солидарность и доверие изменениям
Баррикадные демонстраторы — находятся на линии фронта
Содействующие демонстраторы — спонсоры, покровители изменений
Демонстраторы-защитники — сторнники в народной массе (например, негры в борьбе за защиту прав негров, которую начали белые)
Внедрители: появляются после того, как потребность в изменгениях осознана. Их задача — детали реализации.
Внешние внедрители (консультанты)
Внешне-внутренние (с договром в компании, но связями на стороне)
Внутренние (работают в компании)
Потребители изменений
Прототипного вида — первыми осваивают изменения (тест-группы)
Состоящие под покровительством организации
Осваивающие готовые товары и услуги
Соучастие
Идея — привлекать потребителя при создании среды или вещи. Плюсы идеи — демократизация дизайна, прямая выгода для потребителя. Минусы — соучастие дорогостояще, не всегда соучаствующие граждане осознают свою ответсвенность.
Полное соучастие реализуется редко. Часто соучастие сводится к идее «самстроя» или «делай сам»
Типы реализации идеи соучастия:
репрезентация (пассивная форма)— архитектор полагается на собственные представления Важна, когда клиент анонимен
Опрос — может представить обощенный портрет потребителя при проектировании изделий массового потребления. Проводится методом анонимного анкетировнаия
Регионализм — опрос с учетом восприятия гражданами архитектурного контекста, геоклиматических, этнических особенностей, уровней благосостояния людей
Диалог — неформальные беседы с жителями микрорайонов. Основывается на желании людей дать всему комментарий. Право окончательного решения — за проектировщиком.
Альтернатива — потребитель лично знаком с проектировщиком (деанонимизация) и выбирает из нескольких вариантов. Второй вариант — когда из вариантов среди большого количества людей проводится голосование.
Со-решение — привлечение населения на всех этапах проектирования
Дальше идет длинный текст о потенциальной криминогенности среды в случае, если соучастием пренебрегают.
Оценка
Современная технология порождает множество деструктивных вещей. Задача — оценить уровень полезности и деструктивности. Дизайнер, руководствуясь собственным чутьем, может оценить этот уровень неверно
Три принципа, на которых может делаться оценка (по Ф Гонсесу, автору «Басни о Халифе»):
принцип безразличия или случайности
принцип абсолютной истины
принцип личных предпочтений
Вероятно, принцип абсолютной истины — то, к чему надо стремится.
«Технологическая оценка — процесс выработки целеполагающих установок, ориентированных на предопрделение последствий технологического выбора» Т.О. включает:
анализ первичной стоимости инновации
осмысление долгосрочных эффектов эксплуатации
Система технологической оценки предполагает привлечение больших объемов информации и позволяет:
реализовать при проектировании стратегическую точку зрения
раскрыть альтернативные пути
реализовать многоаспектный учет антропометрической информации
Проблемы, которые нужно решать методом технологической оценки:
автотранспортная (автотранспорт — это зло, он давит людей и из-за него дороги закатываются в асфальт)
Метод технологической оценки (по Эмилио Дадарио):
согласование потенциалов исследовательских разработок с вариантами их реализации в общественной среде
выявление побочных эффектов
проведение исследований, демонстрирующих потенциальную опасность новинок
0 коммент.:
Отправить комментарий