Смех.
Девиз: «Форма следует fun» ( в противопоставлении «форма следует функции(fun-ction)»)
Сущность направления:
Создание парадоксальных вещей, способные вызвать смех(ирония как выразительный элемент дизайна)
Свобода выражения: создание вещей, которые интересно и проектировать, и использовать
Кажущееся отсутствие стиля, допускающее любой язык дизайна
Происхождение направления: идеи итальянских дизайнеров-анархистов 80-х (группа Мемфис)
Рассуждения о смехе:
Смешное само по себе ни морально, ни аморально
Смешное неразрывно связано с человеком, то есть:
Смеяться умеет только человек
Смешат человека только ассоциации с человеческими качествами или ситуациями, свойственными людским сообществам:
Смешно не само животное, а его поза или поведение, напоминающее человека
Смешна не смешная шляпа, а то, как ее сделал человек
Пейзаж может быть величествен, скучен, но не смешон, потому что человеческое в нем теряется.
Два разных мнения относительно смеха:
Чувства — враг смешного, потому что смешное обращается напрямую к разуму. По мнению философа Бергсона, комическое не совместимо с истинными переживаниями. Равнодушие — его естественная среда. Переживания возвышают, а смех возникает только при циничной отстраненности.
По мнению американских врачей (и буддистов), все наоборот — смех лечит, помогает при депрессии, при снятии усталости, раскрывает созидательные источники и следовательно служит на благо человека.
Последователи направления:
Студия Start Design и Дэвид Стоуэлл. Работы студии сочетает достоинства эргономического дизайна и экспрессивность метафорического подхода.
Цитата: «Сегодня все прекрасно, и это нагоняет на меня сон. Идея в том, чтобы сделать работу совсем наоборот, неправильно»
Работы: посуда для фирмы Copco, подшучивавшая над Э. Сотсоссом из группы Мемфис (то есть шутили над шутником).
Приемы:
изменение масштабов предметов (архитектурная графика на тарелках)
помещение предметов в необычное пространство
Студия Design Logic Д. Грэшем и М Талер. Работы студии внедряют произведения искусства в продукт дизайна
Девиз: «Художник должен преодолевать технологические ограничения, а не подчиняться им» а также «Форма следует функции лишь иногда»
Работы:
видеокамера, вдохновленная работами кубистов и африканскими масками
некий компьютер, соединяющий минимализм с метафорическим подходом
Студия Design Zebra Е. Рацлаф и Т. Блэй. Рацлаф — воспитанник немецкой школы дизайна, Блэй — выходец из группы Мемфис.
Соединили причудливость и юмор с индустриальным подходом, стремясь доказать, что умеют все («полосатость» возможностей).
Уделяли много внимания семантике (смыслу).
Их дизайн захватывал и смежные области (мебель+графика)
Работы:
Приспособление для чистки зубов (со шлангом, подключающимся к крану), упакованное в коробочку в форме зубов.
Передвижное сборно-разборное пластиковое кресло для инвалидов
Много мебели, стиль которой трудно как-то систематизировать (геометричный стол, неудобный диван и т.д.)
Эмоции
Сущность направления:
Открытость сопереживанию
Придание вещам эмоционально-психологической нагрузки (менеджеры подметили, что такие вещи хорошо оплачиваются)
Рассуждения об эмоциях:
Эмоции — это сильные психологические состояния, дающие начало страстям и чувствам.
Эмоции являются важнейшим элементом любого творчества
Эмоции бывают двух видов (оба вида важны):
положительные и созидательные
эмоции с моральной окраской, чувство справедливости (у большинства людей в жизни возникают проблемы, которые дизайнер должен объективно отобразить)
Последователи направления:
В студии Double Space пытаются уловить эмоциональное воздействие искусства на людей и передать это воздействие в своих работах. Направление работы: графика.
Работы:
Реклама собственной студии — серый куб в пятнышко и авторы в нем (все сделано с мягким юмором)
Реклама Бруклинской музыкальной академии — стремится запечатлеть в графике музыку
Журнал «Фетиш» описывает культуру США в коллекциях вещей. Вторая цель журнала — стереть различия между графикой и текстом
Журнал Spy (Стефан Доули) обличает жизнь нью-йоркцев и бросает им вызов. Вызывает не только положительные эмоции, но и гнев (чем, видимо, заставляет задуматься)
Design Continuum (Джанфранко Зацай, Италия и Бостон) — индустриальный дизайн. Пытаются адресовать свой дизайн различным социальным группам одновременно (продавец заботится о внешнем виде, но для потребителя надо уделить внимание безопасности)
Работы: Автоматизированная медицинская лаборатория — пытается вызвать у людей чувство благополучия
Frog Design (Хармут Эслингер) — индустриальный дизайн США с немецкими корнями
Считают, что необходима тщательная философско-методологическая концепция
Стараются придать изделиям разнообразие и индивидуальность за счет применения средств быстрого компьютерного проектирования
Работы для компаний: Apple, Kodak, Polaroid, Mattel и т.д.
- Том Бонуаро - график-самоучка. Выработал уникальный художественный стиль. Работает с образами, работающими не на рациональных ассоциациях (отдых на море=белый пляж), а на эмоциональных импульсах, заимствованных в искусстве (Фигуры Микеланджело, Караваджо, Луна и планеты).
Иллюзии
Девиз: «Реальность — это квазистационарный мираж»
Сущность направления:
Эксплуатация инстинктов, отключение разума. Формирование у потребителя «сторонних» желаний
Использование современных средств массовой информации и Интернета
Эстетизация форм.
Рассуждения об иллюзиях:
Иллюзии — это обман.
Дизайн, основывающийся на иллюзиях, падает на благодатную почву: современный потребитель, оболваненный средствами массовой информации и интернетом, с трудом отличает реальность от обмана.
Иллюзии, а также современное общество бездумного потребления — это противоестественно, и следовательно, безобразно. Чаще всего в таком дизайне прослеживается рука алчных политиков или собственников капитала.
Часто у дизайна, основанного на иллюзиях, нет субстанции, внутреннего стержня.
Последователи направления:
Группа «Polivka-Logan»
Ведущий дизайнер — выходец из Ленинграда Е Решанов.
Приемы:
использование компьютерного проектирования для глубокой проработки проектов, выпускаемых мелкими партиями
Ироничное (постмодернистское) заимствование исторических стилей (цитаты из русского конструктивизма)
Зооморфный дизайн
Работы:
портативный постмодернистский туалет со странным декором.
Клинический аудиометр для Maico Hearing (зооморфный)
группа Koppel and Scher Паула Скер (я так и не поняла отношения Мосоровой к ней. В одном параграфе она ее хвалит, в другом ругает). Направление деятельности - графика
- Считает, что главное для дизайнера - работать быстро, и чтобы клиенту нравилось.
Работы носят эклектичный характер, часто заимствуют из исторических стилей.
Богатство форм соседствует с безразличием к содержанию.
Паула Скер критикует политический режим Рейгана, считая, что при менее консервативном режиме американский дизайн был бы интереснее и полемичнее
- Считает, что главное для дизайнера - работать быстро, и чтобы клиенту нравилось.
Люсиль Теназес — графический дизайнер. Приемы:
Для выработки собственного стиля пытается отстраниться от привычных представлений о графическом дизайне и использовать собственный опыт в гуманитарных дисциплинах.
Использует различные фактуры и текстуры для придания работам эффекта объемности
Использует африканские мотивы (негритянка)
Ящик. Вариации эстетики минимализма
Сущность направления: С развитием электроники форма может стать слишком мала, чтобы определять функцию (пример: микропроцессор). Задачей дизайнера становится выявление взаимосвязей формы объекта не только с миром техники, но и с широким культурным контекстом.
Последователи направления:
Design-Interaction 2 (DI) Билл Могридж
Цель бюро – соединение талантов инженера, эргономиста, психолога с талантом дизайнера.
Бюро осваивает новые индустриальные технологии.
Приемы:
Отказ от человекоподобия при проектировании техники (также отказ от понятия “диалог” - машина не мыслит, а диалог возможен только с мыслящим существом)
Использование метафор объектов из повседневности при проектировании компьютерного интерфейса (пример – вместо цифр на электронных часах используются аналоговые стрелки)
Дизайнер должен забыть об ограничениях
Работы:
Компьютеры Compass
Плоский экран
Майк Наттол – противник фан-дизайна, сторонник старой английской школы. (про Наттола Мосорова тоже противоречит себе)
Matrix Product Design – визуальная дифференциация изделий (для фирмы компьютеных систем Metaphor). Результат – блочная разборная система на единой платформе. Система разрабатывались, исходя из условий действий с ними оператора, вопросы стайлинга второстепенны.
Группа Tanaka Kapec
Приемы:
Тщательная проработка эргономического аспекта
Учет психологических особенностей потребителя (сделать одноразовые инструменты такими, чтобы они “выглядели одноразово”, или уменьшить размер зубного бура - чтобы уменьшить страх пациента перед ним)
Взгляд далеко в будущее
Работы:
медицинское оборудование
пишущие машинки
насадки для шланга
Антидизайн
Сущность направления:
Антидизайн направлен против традиционного дизайна, занятого совершенствованием формы и цвета продукта.
Состоит из нескольких направлений:
дизайн для недизайнеров (“делай сам”, “соучастие в дизайне”)
протест против общества потребления и коммерциализации (концептуальное искусство)
синтез дизайна и искусства
обращение к вненаучным методам познания (мистика, шаманизм), разрушение структурного подхода
Корни направления: кризис в профессии дизайнера 60-х годов. Студенческие бунты, хиппи. Марсель Дюшан, поп-арт.
Методы антидизайна:
хэппенинги (представления, вовлекающие зрителя)
парадоксальные приемы, игра со смысловыми категориями (смещение и подмена смыслов)
обращение к “темной стороне” человеческой психики, акцентирование внимания на отвратительном
использование приемов шаманов, состояния измененного создания, психотропных веществ
Последователи направления:
Герман Нитч – протест против бессмысленного потребительства в натуралистичных подробностях, с сексом и алкоголем
Пауль Маккарти – выпрыгивание из окна, подражание шаманам
Линда Мантано – танец в костюме цыпленка
Терри Фокс – спал с мертвыми рыбами
Техин Хсей – торчал у двери своей студии год
Все они – художники-концептуалисты, занимавшиеся перформансом (шоу). В прямой связи с коммерческими организациями замечены не были, поэтому их деятельность нельзя назвать рекламной. Зато они раздвигали границы сознания.
И это круто! Раздвигать границы сознания забесплатно - это круто! А использовать иллюзии и парадоксы в рекламных целях, рассчитывая на массового зрителя - это ЗЛО! Да! Да, да, да, да!
0 коммент.:
Отправить комментарий