"Посленовое" время: согласно новой философии, мир не имел рациональной устроенности. Ставилась под сомнение вся система ценностей: вера в прогресс и торжество разума, и вместе с ними эстетика функционализма
Постмодернизм пришел в дизайн из архитектуры (Р. Вентури, Ч. Дженкс)
Постмодернизм отличается:
- терпимостью к противоречиям, вовлечением зрителя в игру, многозначностью образов
- свободой в обращении с историческими заимствованиями, нарочитым смешением первоисточников
- использованием парадоксов и гротеска, иронии и сарказма в качестве выразительных приемов
В технически сложных объектах (офисная техника, компьютеры) постмодернизм присутствовал как заметные, привлекающие внимание детали и элементы. Это позволяло видеть сугубо функциональные решения в другом свете. Классический пример - магнитофон Вокман фирмы Сони - ввел в обращение с радиотехникой игровой принцип и стал культовым предметом.
В автодизайне -сознательное снижение сверхэлитарного стиля до массовых микролитражек (Ниссан С-Каргоу с круглым верхом, Фольксваген Футура с распахивающимися вверх дверями)
Яркие цвета, гротеск и ирония, появившиеся после поп-арта в работах Соттсасса, быстро стали характерными для постмодернизма в целом.
В 1981-83 годах с Соттсассом работал успешный японский дизайнер Широ Куромата, перводивший обычные индустриальные материалы (сталь, стекло) в поэтичные образы (кресло "Как высока луна" из металлической сетки с округлым верхом спинки)
В рамках постмодернизма зарождался и стиль хай-тек (архитектор Роджерс) - как ироническая игра с инженерным обеспечением, вынесение его в качесвте декоративных элементов. В дизайне хай-тек выразился в использовании промышленного оборудования в бытовом интерьере. Впоследствие хай-тек утерял игровое начало и ироничность, став самостоятельным направлением (использующим высокие технологии)
Рисунки:
- Грейвз и другие - сервизы Алесси с архитектурными ассоциациями
- Ниссан С-Карго
- Хай-тек в архитектуре - центр Помпиду Роджерса
0 коммент.:
Отправить комментарий