10. Проектные идеи метфака Вхутемаса 1920-х гг.

пятница, 2 мая 2008 г.

В рамках реорганизации всей системы образования в 1920-м году на базе 1-й и 2-й свободных художественных мастерских образуется ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН.
Мастерские ВХУТЕМАСа состояли из 8 факультетов. Конструктивизм и разработанный его идеологами «объективно-формальный метод» легли в основу преподавания прежде всего на металлобрабатывающем (метфаке) и деревообрабатывающем (дерфаке) факультетах.
Обучению предшествовала общая художественная подготовка в течение 2-х лет.

Модель универсального дизайнера -- не замыкавшегося на специализации, являвшегося профессионалом самого широкого профиля, замахивавшегося на архитектуру, на интерьеры, на книжную графику, на предметное проектирование

Родченко, преподававший на метфаке, использовал следующие принципы проектирования:

  • Основное внимание уделяется инженерно-техническим дисциплинам (художественная сторона проявлялась прежде всего как инженерная деятельность)
  • Внимание заостряется на поисках новых функциональных конструкций
  • Проектирование многофункциональных предметов, «динамических» вещей— сборно-разборных и складных
  • Примеры заданий — убрать весь декор с готовой вещи, предложить новую форму знакомой вещи, предложить связный комплекс вещей (например, оборудование избы читальни)

Первоначально художественное начало изгонялось, чтобы не влиять на потребителя психологически (по словам Степановой), это были чисто функциональные вещи. Главным в них была идея, а не форма. «Простые обыватели» оказались не согласны с таким подходом. Позднее были созданы более совершенные предметы.

Первые работы продемонстрированы в 1923 году на отчетной выставке.

Примеры работ:
  • набор металлических предметов «для походов и экскурсий» (Быков) — нож, вилка, сковородка, чайник, все складывалось в котелок
  • раскладная раковина и умывальник
  • Интерьер салона самолета(складывающиеся кресла-нары)
  • Корзина мотоколяски аэродинамической формы
  • Родченко -- создание киосков, складывающихся в компактный кофр

По причине нищеты молодого государства добиться отточенности реализации, присущей проектам Баухауза, да и вообще внедрить идеи в массовое производство не удалось. С реорганизацией ВХУТЕИНа в 1930 году деятельность метфака и дерфака была практически свернута, и зарождавшаяся школа отечественного дизайна практически прекратила существование.

Рисунки:
  • Родченко, стол для клуба и раскладная агитустановка
  • Дипломная работа метфака и керамического факультета: трансформируемый стол и поильники для младенцев

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

от марины 434

тут как и в транспортном дизайне(я оставила комент) надо чистить информацию.
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) создан декретом Совнаркома от 19 декабря 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских (возникших в 1918 г. на основе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища) с целью подготовки «художников-мастеров высше! квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования.
В эти годы на производственных факультетах — архфаке, дер- и метфаке — были заложены основы новаторских школ в области архитектуры и дизайна. Наиболее влиятельными были сформировавшиеся как течения в архитектуре рационализм (Н. Ладовский) и конструктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Эль Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике, идеи функционализма и стандартизации (А. Филиппов на керфаке). Дерево- и металлообрабатывающий оставались малочисленными, но именно здесь впервые в России были опробованы новая методика преподавания и новые принципы проектирования, опирающиеся не на стилизацию, а на функциональные требования, учет культурной ситуации, промышленной технологии.
Разделение дизайнерской специализации по материалам — дереву и металлу — было связано ( традициями подготовки художников прикладного искусства в России и условиями развития промышленности в те годы. Деревообрабатывающий факультет готовил мебельщиков и специалистов по малым деревянным архитектурным формам. Металлообрабатывающий — проектировщиков бытовых изделий, оборудования для учреждений и транспорта из металла.
В 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технически; институт (ректор социолог П. Новицкий). Выпускники производственных факультетов получали звание «инженер-художник» или «художник-технолог» с указанием специализации по отрасли промышленности (дерево- или металлообрабатывающей, текстильной, керамической, полиграфической).
Профилирующей дисциплиной на дерево- и металлообрабатывающем факультетах было проектирование.
Проектирование помогало выработать критическое отношение к устройству, конструкции, способу использования и производству существующих вещей. Родченко предполагал, что подробный функционально-конструктивный анализ предметов и потребностей может подсказать совершенно новые варианты. Выпускник метфака должен был стать «инженером вещи», способным дать ясное проектное предложение на спрос, умеющий учитывать потребности и социальные факторы, а также возможности промышленного производства. Проектирование включало несколько этапов: от формулировки проектной задачи, анализа используемых материалов, особенностей назначения вещи, ее внешнего вида и стоимости — к подготовке рабочих чертежей и моделей в натуральную величину и в реальном материале. Изобретательство включало оригинальное сочетание функций, применение сложной кинематики конструкции (складывание и раскладывание), поиск простой, ясной и композиционно острой формы.
Проектировали не просто киоск, а складной киоск-витрину; не просто чайник, а походный чайник, он же котелок, сковорода и что-либо еще; не просто кресло, а кресло-кровать. Получались многофункциональные вещи-аппараты с разнообразной кинематикой и ажурной формой, откровенно показывавшей принцип их устройства. Курсовые проекты выполнялись в материале — либо в натуральную величину, либо в масштабе. Тут проверялось умение студента работать с разными материалами, знание станков и инструментов.
Яркий пример такого подхода — универсальный стол студента И. Морозова 1926 г.. Этот стол
— целый комбинат из вещей. С одной стороны половина крышки стола откидывается вверх, открывая обеденный стол с укрепленными под крышкой столовыми приборами. Вместо скатерти
— перематывающаяся с одного вала на другой широкая бумажная лента. На другой половине стола укреплена фиксируемая под любым углом доска для черчения. В нижней части хранятся складные металлические стулья.
В те же годы меняются учебные программы метфака. Выдвигается новое требование — комплексность проектирования. Речь идет уже о разработке на старших курсах не отдельных вещей, а комплекса предметов оборудования, например для фотомагазина, музея, зоосада, остановки транспорта. Возникает новое понятие — «культура вещи». Одно из первых заданий по проектированию — «Подбор готовых вещей». Иными словами, речь шла о проектировании по каталогу, т.е. об умении компоновать вещи в пространстве и подбирать их по стилю, цвету, назначению.
Под «новым типом существующей веши» имелось в виду применение какого-либо нового технологического процесса при производстве веши, которое коренным образом изменило бы ее форму. Новая вещь — это уже проектирование без прототипа, опираясь лишь на функциональные, потребительские и производственные факторы.
Заключительные задания состояли из разработки комплекта вещей (например, светильников) и оборудования. В качестве примерных тем по разработке оборудования предлагались: общежитие, кинотеатр, улица, библиотека, столовая, парк культуры. Здесь уже возникали вопросы создания ансамбля, поиска средств достижения стилевого единства вещей, общности их цветовой гаммы, способа отделки и т.д.
В 1928 г. эта программа начала внедряться. Известна серия напольных светильников А. Дамского, которую можно считать ответом на задание «Комплект вещей». Разнообразие однотипным подставками плафонам придают различные конструкции меняющихся по высоте стоек и цвета деталей. Второй проект— построенный в мастерских института глиссер ДМ-1 с толкающим воздушным винтом — можно отнести к заданию «Оборудование». В проекте В. Мещерина нашлось место и конструкции судна, и разработке кресел, и приборной доски вместе с рулем, а также суперграфике.
В1930 г. ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по отдельным ведомствам и институтам.

MV комментирует...

Ок, большое спасибо!

Анонимный комментирует...

Coin Casino | Play Real Money Casino Games - Casino
Jokers are the most popular casino games for playing online งานออนไลน์ casino 인카지노 games. 메리트카지노 The majority of online casinos are designed for real money players.

ГОС-2008

ГОС кончился, с ним была плутовка такова... Оставляю полезные ссылки для будущих поколений: