Становление советского дизайна: создана гос. постановлением 62 г. государственная, жестко централизованная организация -
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).
Несколько филиалов ВНИИТЭ в столицах союзных республик и в крпных промышленных областях (одна из них – на Урале – специальное художественно-конструкторское бюро). Термин «дизайн» не присутствовал – жесткое идеологическое разграничение между советским и зарубежным дизайном. Процесс его теоретической обеспеченности с точки зрения идеологии. Вся система идеологических взглядов на искусство, на творчество была автоматически перенесена на новую сферу. С самого начала обозначилось идеологическое противопоставление зарубежному дизайну. Единственная школа, с которой контактировали – Ульмская школа (наследница Баухауза), проповедовавшая функционализм. Крен – в сторону индустриального дизайна, потому что бытовая среда всегда находилась на втором месте.
Разношерстные специалисты: архитекторы привносили «архитектуроцентризм», их доля среди дизайнеров была велика.
Формирование методики копировалось с методики архитектурного проектирования. Все критерии композиции – терминология, категории – механически переносились на дизайн. Пример – применение «золотого сечения» в кабинах шагающих экскаваторов.
Дискуссия на страницах журнала Декоративное искусство СССР: может ли быть машина произведением искусства?
Сильно влияние консервативных принципов инженерных профессий – инженеры-механики, инженеры-конструкторы с трудом принимали существование самостоятельных принципов формообразования. В результате создавались и обосновывались формулы, вычисляющие пропорции эстетического.
Отношения советского дизайна и промышленности иногда складывались драматически. «Красные директора» отказывались открывать дизайн-бюро на предприятиях. В нач. 60-х заказы от промышленности шли только на осовремение внешнего облика изделий, не затрагивая конструкцию и функцию (не дизайн, а модернизация формы) .
В результате складывалась коробчатая, линейно-геометрическая стилистика (машинка, станок) Весь дизайн фиксировался на обшивку – чтобы закрыть, обобщить обшивку, создать целостную форму. Так рождается «коробчатый стиль».
По традиции очень большую долю занимал «стайлинг»
Вторая тенденция – транспорт. Мопеды, мотоциклы (модернизация мотоцикла 1936 года, морально устаревшего) Наиболее крупные проекты – трамваи («Урал», московский трамвай) На транспорт также распространилась коробчатая форма. При создании трамвая впервые в советском дизайне была проведена попытка опроса пассажиров: опросник с вопросами о салоне, поручнях, креслах. Была найдена оптимальная идея – скользящая дверь. Была улучшена обзорность, увеличена емкость. Трамваи пошли в серию через десятилетие.
Всячески утверждалась трапециевидная форма (пример - пожарная машина)
К середине 60-х коробчатое направление укоренилось.
Бытовая ситуация – проектов мало. В ней присутсвовали рудименты сталинской эстетики. Одно новое явление в бытовом дизайне – пылесос (тема космоса). Пример – пылесос «Сатурн», пылесос «Ракета»
Попытки дизайна автомобилей - «Муравей», макет московского такси (66 г) – были затороможены промышленностью, т к это требовало изменений технологии.
Идет бурное стрительство жилых массивов – нужна была мебель, кухонная утварь, всяческое оборудование.
Очередное постановление правительства обязало все предприятия освоить выпуск товаров массового потребления (2-я половина 60-х). Это послужило импульсом частичной переориентации дизайна на бытовые вещи. Уралмаш выпускал стиральную машину Малютка, завод Калинина – камины-бары, лампы торшеры из алюминия, имитировавшего каслинское литье, Верх-Исетский завод - кастрюли.
Дизайнерской профессии практически не было – всего 2 группы (50 человек) на весь союз в год. В дизайн шли инакомыслящие люди, во время оттепели стремившиеся самовыразиться, но их обязывали отрабатывать по растпределению.
67 год – первая выставка молодых дизайнеров показала спортные тенеденции – стремление дизайнеров уйти от советской модели дизайна с креном в косметизацию устаревших изделий. На этой выставке дизайнеры выступили в качестве экспериментаторов с формой, создателей объектов декоративно-прикладного характера, сценографы.
Еще один выплеск – монументальная живопись (индивидуализация стандартного общественного интерьера)
Множество бумажных проектов – помогло сложить специфическое мировосприятие, свойственное только дизайнерам. Советские предметы, в котором проявлялось мастерство формотворчества занимают места на международных выставках. Это формотворчество перейдет на дизайн только в 70-е годы.
В качестве государственной доктрины был избран функционализм, но уже первая выставка показала, что речь идет не о функционализме, а о стилизации под линейно -геометрический стиль. Когда самые разные по функции и назначению выглядят одинаково. Наиболее ценным дизайном становится журнал «Декоративное искусство СССР» - информирует о зарубежном дизайне. В 66 г. - статья Е Розенблюма (основателя Сенежской студии) «4 дизайна» в этом журнале произвела резонанс – в ней были подведены итоги советского дизайна, где он объявил, что подлинного функционализма нет, есть стайлинг и ортодоксальный функционализм, идущий от промышленности. Вторая половина 60-х идет в сторону увеличения художественного аспекта дизайна.
В дизайне появилось чистое формотворчество – выставки под девизом «Пространство и форма». Там не демонстрировались законченные изделия, а законченные концепции формообразования, давая толчок новым направлениям. Появляется отечественная версия арт-дизайна, возможность выбора – это было бы невозможно, если бы дизайн как в первую половину 60-х дизайн был бы зациклен на пром. Дизайне. Переживает расцвет графического дизайна – упаковка, фирменные знаки, фирменные стили
В связи с расширением значимости темы жилища переживает расцвет поиск в решениях оборужования и моделей жилища
Рунге «История дизайна, науки и техники»
0 коммент.:
Отправить комментарий