_Тема_:Поздняя советская неоклассика в архитектуре
Уже в военный период начинает формироваться мемориальный характер учреждений - многие памятники архитектуры должны символизировать героев, локальные победы.
Архитектура инерциальна и черпает современное содержание в исторических образах: по форме это маяки, арки, крепостная архитектура.
После войны мемориальная ыункция начинает еще сильнее влиять на архитектуру.
Пример - Сталинград, восстанавливаемый после войны. Структуру города, исторически растянутого по Волге, вытягивают перпендикулярно, к мемориальному комплексу Мамаева кургана. На берегу Волги появляются пропилеи - парадная лестница, обозначающая направление к мемориалу.
Площади большинства городов становятся платформами для обелисков, а не транспортными развязками.
Сталинские высотки - тоже напоминания о победе. У них ступенчатая композиция, всегда острое завершение, богатый скульптурный декор с военной атрибутикой.
Пример - университет на Ленинских горах (МГУ)
Тем не менее в таких высотках были странные планировочные решения: ЧЕМ ВЫШЕ ЭТАЖ, тем меньше были квартиры. На верхних этажах одна из комнат была темная.
Послевоенное метро насыщается военной тематикой, скульптурами крупного масштаба, входящей в противоречие с функцией станции метрополитена. Начинается историческоая аппеляция к темам русской отечественной истории, героизации прошлого. Главный пример - станция метро "Комсомольская". Она была отделана роскошной лепниной, в эту лепнину была включена золотая мозаика (ассоциации с Византией). Это вызывало ассоциации с парадным въездом в Москву ( станция у трех вокзалов)
Появляется заимствование из барокко.
Пафосность сопровождала даже промышленную архитектуру, гидротехнические сооружения (каналы). Гидротехнические узлы решались как ростральные колонны, как постаменты для скульптуры
В этом же контексте решались и вокзалы, в том числе провинциальных городов (пример - вокзал в Сочи с люстрами а и аркадами) Вокзалы - штучные сооружения, а не технические транспортные узлы.
Для цветовой гаммы типично использование белого цвета (усиливало торжественность)
Идеология и зрелищность: каждый маленький городок обзаводился зданием кинотеатра. Они строились по одному образцу - античному.
Продолжается развитие выставочных центров (ВДНХ) В них переносится маленькая копия здания со шпилем.
Фонтан "Дружба народов" - позолоченные фигуры - аллегории 15 Советских республик.
Эта эпоха заканчивается на взлете со смертью Сталина.
В 53-54 годах начинаются опыты с панельным и блочным домостроением. Эти опыты приведут к полному изменению среды и пространства. Возникнет необходимость полностью перестроить пространство
История искусств 4 курс 2 семестр 2 пара: Поздняя советская неоклассика в архитектуре
воскресенье, 3 февраля 2008 г.Автор: MV на 21:55
Ярлыки: История искусств
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
ГОС-2008
ГОС кончился, с ним была плутовка такова...
Оставляю полезные ссылки для будущих поколений:
0 коммент.:
Отправить комментарий